Введение в историю: 5 класс. Уроки разработаны учителем истории МОУ СОШ 15 ст. Роговской Тимашевского района Коломиец О.М.
История – учительница жизни. История –это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого. История –это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого. (В.О.Ключевский) (В.О.Ключевский) Мы вопрошаем и допрашиваем наше прошлое, чтобы оно объяснило нам настоящее и намекнуло о нашем будущем» ( В.Г. Белинский).
Задачи пропедевтического курса Формировать элементарные понятия о видах исторических источников. Формировать элементарные понятия о видах исторических источников. Формировать элементарные хронологические и пространственные представления. Формировать элементарные хронологические и пространственные представления. Дать сведения о том, какие науки – помощницы есть у истории, как они помогают проникать в прошлое. Дать сведения о том, какие науки – помощницы есть у истории, как они помогают проникать в прошлое. Способствовать развитию навыков восприятия, осмысления и воспроизведения исторической информации. Способствовать развитию навыков восприятия, осмысления и воспроизведения исторической информации. Учить работать с текстом, исторической картой, документами, иллюстрациями в учебниках по истории. Учить работать с текстом, исторической картой, документами, иллюстрациями в учебниках по истории.
Особенности курса «Введение в историю». Опора на возрастные особенности детей лет. Опора на возрастные особенности детей лет. Обращение к личному опыту детей. Обращение к личному опыту детей. Включение в ход урока игр, познавательных вопросов, расширение кругозора детей и словарного запаса. Включение в ход урока игр, познавательных вопросов, расширение кругозора детей и словарного запаса.
Урок 1 История – наука о прошлом. Цель урока: познакомить учащихся с особенностями истории как науки. Цель урока: познакомить учащихся с особенностями истории как науки. Основные понятия: история, исторический факт, исторические источники (устные, вещественные, письменные),памятник истории. Основные понятия: история, исторический факт, исторические источники (устные, вещественные, письменные),памятник истории.
Науки-помощницы истории. Археология Археология Хронология Хронология Этнография Этнография Геральдика Геральдика Генеалогия Генеалогия Эпиграфика Эпиграфика Картография Картография Нумизматика. Нумизматика.
Главное в истории –это факт Исторический факт имеет: Исторический факт имеет: Дату Дату Место события Место события Участников Участников Причину Причину Последствия. Последствия.
Исторические источники Вещественные(сооружения, предметы быта, оружие, украшения и др.). Вещественные(сооружения, предметы быта, оружие, украшения и др.). Устные( сказания, былины, пословицы, поговорки, песни и др.) Устные( сказания, былины, пословицы, поговорки, песни и др.) Письменные( записи на бересте, папирусе, камне, глине, бумаге и др.) Письменные( записи на бересте, папирусе, камне, глине, бумаге и др.) Приведите примеры исторических источников (в случае затруднения воспользуйся учебником истории).
Эти вещи сопровождали человека в разные времена. Определите к каким видам исторических источников они относятся?
Игра «Отчего и почему?» Почему китайцы пишут не в строчку, как мы, а в столбик сверху вниз? Почему китайцы пишут не в строчку, как мы, а в столбик сверху вниз? Почему археологи находят большое количество украшений,предметов быта, а одежды- нет? Почему археологи находят большое количество украшений,предметов быта, а одежды- нет? О чем говорят эти пословицы «Работать спустя рукава»,«Работать засучив рукава». О чем говорят эти пословицы «Работать спустя рукава»,«Работать засучив рукава».
Урок 2. Музеи, библиотеки, архивы- хранилища истории..
Прочитайте этот документ. Что нового вы узнали ?
О чем рассказал историкам этот камень?