Класс наблюдения в системе трудового обучения педагог-психолог Г.Н. Бахарева Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида 3 ».
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида начинается с 5 – го (класса наблюдения в трудовом обучении) класса. Принимая решение об обучении учащегося по определенному профилю, необходимо дать элементарные представления о различных видах трудовой деятельности.
5 класс - класс трудовой пропедевтики. Здесь закладываются основы профориентационной работы с детьми. Каждый учащийся знакомится со всеми профилями трудового обучения, которые имеются в образовательном учреждении; имеет возможность поработать в каждой учебной мастерской. Обучение в классах наблюдения носит ознакомительный характер.
Цели классов наблюдения: - определение уровня психофизического развития ученика, его интереса и готовности к обучению по определенному профилю; - выбор предпочтительного профиля обучения; - формирование общетрудовых умений.
График движения учащихся 5 классов по учебным мастерским (классы наблюдения) Предметы1 четверть2 четверть3 четверть4 четверть Швейное дело 5а (девочки)5б (девочки)5а (мальчики) 5б (мальчики) Столярное дело 5а (мальчики)5б (мальчики) Обувное дело 5а (мальчики) 5б (мальчики) 5а (девочки)5б (девочки) Штукатурно- малярное дело 5б (мальчики) 5а (мальчики) 5б (девочки)5а (девочки) Младший обслуживаю щий персонал 5б (девочки)5а (девочки) 5б (мальчики) 5а (мальчики)
Наблюдение за учащимися в течение года проходит в 3 этапа I этап – знакомство с учащимися, определение уровня развития социальных навыков, ручной умелости. В этот период предлагается большое количество упражнений в различных трудовых действиях. II этап – знакомство учащихся с различными материалами, их свойствами, инструментами и оборудованием. III этап – учащиеся выбирают вид труда.
Документация 1. Карта отслеживания развития трудовых действий. 2. Анкета учащегося класса наблюдения. 3. Информационно-рекомендательная карта учащегося класса наблюдения.
Комплексное сопровождение учащегося с отклонениями в развитии предполагает совместную деятельность всех участников образовательного процесса (учителей трудового обучения, родителей, социального педагога, психолога, дефектолога и других заинтересованных лиц) на всех этапах обучения.
Направление работы 1.Изучение индивидуальных особенностей учащихся в процессе учебно-трудовой деятельности Цели: Определение уровня возможностей ребенка в процессе трудовой подготовки Составление прогноза трудового обучения ребенка Определение ограничений в процессе трудовой подготовки ребенка
2.Определение образовательных маршрутов учащихся (видов трудовой подготовки) Формирование групп учащихся по трудовой подготовке 1. Изучение трудовых намерений учащихся 2. Определение соответствия возможностей ребенка выбранному профилю труда 3.Сопровождение учащихся специалистами службы; изменение, в случае необходимости, образовательного маршрута ребенка. 4. Знакомство учащихся с различными видами труда. Цели: Задачи:
1. Анкетирование учащихся 2. Анализ диагностических данных (карт трудового обучения, медицинских данных) 3. Консультации с учителями трудового обучения и родителями. 4. Организация и проведение ШПМП консилиума. 5. Профессиональная консультация 6. Классные часы («Кем быть?», «Твоя профессия»,, «Кем работает моя мама?», «Что я знаю о профессии моих родителей?») Содержание и формы работы
Ожидаемый результат: 1. Формирование точных представлений о возможностях ребенка. 2. Формирование комплектов классов по трудовой подготовке
План подготовки школьного социально - психолого – медико-педагогического консилиума по 5 классам Срок проведения Тема: «Анализ результатов пропедевтики по трудовому обучению учащихся 5 классов». Цель - сформировать 6 класс по профилям обучения, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся 5 классов и прогнозирования возможностей трудоустройства в дальнейшем.
пп Содержание деятельностиСрокОтветственные 1.Беседа с родителями учащихся 5 класса Классный руководитель 2.Организация медицинского обследования. Оформление медицинских документов на профпригодность – Врач – психиатр 3.Изучение трудовых намерений, интересов, представлений о профессиях учащихся 5-х классов. В течении учебного года Педагог – психолог, Дефектолог, социальный педагог 4.Изучение уровня трудовых возможностей учащихся 5-х классов с целью определения образовательных маршрутов. В течение года Учителя труда 5.Изучение мнения родителей учащихся 5 –х классов по выбору профиля трудового обучения В течение года Классный руководитель 6.Административное совещание- собеседование «Предварительное комплектование 6 – х классов» Администрация Классный руководитель
АНКЕТА 1 Для учащихся 5 –х классов 1.Имя, фамилия 2.Класс 3.В какой мастерской тебе понравилось заниматься больше всего? 4.Почему? 5.В какой мастерской ты хотел бы заниматься в следующем году? 6.Если у тебя что –то не получится в этой мастерской, то в какой другой ты хотел бы заниматься? 7.Согласны ли родители с твоим выбором?
АНКЕТА (для родителей) Ф.И.О. родителя Ваш ребенок (фамилия, имя ребенка) в течение года обучался различным видам труда в трудовых мастерских (столярной, швейной и т.д.), а теперь необходимо помочь ему определиться по какому виду труда он станет учиться дальше с 6 по 9 класс; какой вид трудовой подготовки в дальнейшем станет его профессией. Ваше мнение для нас очень важно, так как Вы хорошо знаете своего ребенка. 1.Как Вы думаете, какой вид труда Ваш ребенок осваивает наиболее хорошо? 2.В какой мастерской Вы хотели бы, чтобы продолжал обучение Ваш ребенок (нужное подчеркнуть): 1.Столярная 4. Штукатурно-малярная 2.Швейная 5. Младший обслуживающий персонал 3. Обувная Как Вы считаете, кем может стать Ваш ребенок в будущем по профессии? 1.Какие положительные качества есть у Вашего ребенка? 2.Какие отрицательные качества есть у Вашего ребенка?
Создание «ситуации выбора» - важный аспект и для учащегося и для его родителей; у ребенка появляется дополнительная возможность адаптироваться к новым школьным условиям.
Спасибо за внимание!