Основные подходы к оцениванию образовательных результатов учащихся. Проблемы в оценивании в связи с переходом на образовательные стандарты нового поколения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Advertisements

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО: основные подходы, процедуры, инструментарий.
Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Планируемые результаты образовательной деятельности учащихся Марина Михайловна.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
1 Инновационный инструментарий для оценивания качества школьного химического образования М.М. Шалашова, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Шалашова М.М. доктор педагогических наук, профессор каф. общей биологии и химии ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» 1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования» Копотева Г.Л.
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Мониторинг личностных результатов начального общего образования: разработка и апробация инструментария Ковалева Г.С.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
ТЕКСТ СТАНДАРТА Примерная образовательная программа Где можно познакомиться с текстом ФГОС? Где можно познакомиться с текстом ФГОС?
Интерпретация и использование метапредметных и личностных результатов в системе оценки качества начального общего образования Ковалева.
Транксрипт:

Основные подходы к оцениванию образовательных результатов учащихся. Проблемы в оценивании в связи с переходом на образовательные стандарты нового поколения. М.М.Шалашова,д.п.н.,профессор Московский институт открытого образования

Сложившаяся система оценки качества образования Старшая школа Основная школа Начальная школа Аттестация и диагностика Международные мониторинговые исследования Федеральный (региональный) мониторинг ЕГЭ TIMSS (математика и физика углубленного уровня) 11 класс 10 класс TIMSS (математика и естествознание) PIRLS (грамотность чтения) 4 класс 1 класс Мониторинговые исследования Итоговая оценка ( диагностика ) Мониторинговые исследования Стартовая диагностика Стартовая (диагностика) Государственная итоговая аттестация PISA функциональная грамотность (чтение, математика, естествознание) 9 класс 5 класс 8 класс TIMSS (математика и естествознание)

Мониторинговые исследования образовательных достижений учащихся в г. Москва Виды мониторинговых исследований: -Стартовая диагностика готовности выпускников начальной и основной школы к продолжению обучения на следующей ступени( 5 и 10 классы) -Стартовая диагностика по метапредметным умениям ( 5 классы)

Мониторинговые исследования образовательных достижений учащихся в г. Москва Виды мониторинговых исследований: - Рубежная диагностика образовательных предметных достижений учащихся - Итоговая диагностика знаний обучающихся по общеобразовательным предметам - Межпредметная диагностика образовательных достижений учащихся( 8 классы)

Уровень мониторинговых исследований - Городской (Московский центр качества образования) - Окружной (Окружной предметный мониторинг) - Внутришкольный (Компонент внутришкольной системы оценивания качества образования)

Используемые показатели для оценки динамики образовательных достижений динамики образовательных достижений Используемые показатели для оценки динамики образовательных достижений динамики образовательных достижений степень готовности к обучению на данной ступени обучения и мера освоения изученного материала ; степень овладения метапредметными умениями на данном этапе обучения как показатель готовности к продолжению образования на следующей ступени.

Расхождения между сложившейся практикой оценивания образовательных достижений и современными требованиями Основные параметры сложившейся практики оценивания образовательных достижений учащихся Основные параметры современных требований к оцениванию образовательных достижений учащихся Субъективный подход к пониманию результатов обучения, связыванных со структурой содержания и репродуктивным уровнем его усвоения. Понимание « образовательных достижений» как систему включающую знания, основные способы действий, динамику личностного развития. Использование нестандартизированных средств при оценивании( при внутренних мониторингах) Использование стандартизированных (прошедших многократную экспертизу и апробацию) КИМов Использование «4-бальной» шкалы оценки при всех видах испытаний Введение накопительной рейтинговой системы оценивания для проведения сравнительных исследований результатов контроля Ориентация на малодиагностируемые показатели и критерии оценивания, разработка педагогами «своих оценочных шкал» Научное обоснование критериальной базы, шкалирование результатов оценивания

Основные изменения в системе оценивания в связи с переходом на ФГОС изменение понимания результатов образовательной деятельности учащихся; развитие системы внешнего и внутреннего мониторинга; комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся; оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества; введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения.

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение системати- ческих знаний, преобразование, при- менение и самостоя- тельное пополнение знаний Ориентация на достижение результатов ФГОС

Достижение планируемых результатов ( ФГОС) Достижение планируемых результатов ( ФГОС) Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний: –Первичному ознакомлению, осознанию понятий, освоению стандартных алгоритмов и процедур; –Выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, созданию и использованию моделей изучаемых объектов; –Выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами. Учебно-познавательные задачи, направлены на формирование навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

Достижение планируемых результатов ( ФГОС) Учебно-практические задачи направлены на формирование: – навыка решения проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределенности; – навыка сотрудничества, требующие совместной работы с разделением ответственности за конечный результат; – навыка развёрнутой коммуникации, требующие создания письменного или устного высказывания; – навыка рефлексии, наделяющие учащихся функциями анализа собственной учебной деятельности

само- определение смысло- образование морально- этическая ориентация внутренняя позиция школьника: 1)отношение к школе 2)отношение к учебной деятельности 3)образец хорошего ученика основы гражданской идентичности: 1)Я – гражданин России 2)Я и общее благополучие 3)Я и другие (этнос) мотивационная основа и интересы: 1)широта, выраженность, устойчивость мотивов 2)устойчивость интереса к новому материалу и способам решения Знание норм Самооценка и рефлексия: 1)ориентация на самооценку 2)способность к самооценке Моральное сознание: 1)дифференциация моральных и конвенциональных норм 2)нравственная ориентация 3)этические чувства 4)эмпатия (сопереживание) Ценностные установки : 1)здоровый образ жизни 2)охрана природы 3)чувство прекрасного 4)ценность труда Я – школьник Я и другие Моральное сознание и нормы Ценностные установки Рефлексия Личностные результаты

Умение выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; аргументировать (пояснить, прокомментировать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностно-смысловые установки

Метапредметные результаты : Метапредметные результаты : 1) овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в любых ситуациях; 5) использование знаково-символических средств для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных задач;

Метапредметные результаты : Метапредметные результаты : 6) активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; 7)использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8)овладение стратегиями работы с текстом в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений;

Метапредметные результаты : Метапредметные результаты : 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 13) овладение межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Объект оценки Объект оценки Предмет оценки Предмет оценки Способы и методы оценивания Способы и методы оценивания сформированность личностных качеств и универсальных учебных действий(УУД)сформированность личностных качеств и универсальных учебных действий(УУД) эффективность учебно- воспитательного процесса образовательного учрежденияэффективность учебно- воспитательного процесса образовательного учреждения внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированной информации;внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированной информации; психологическая диагностика;психологическая диагностика; портфолиопортфолио Оценка личностных и метапредметных результатов Оценка личностных и метапредметных результатов

Объект оценки Объект оценки Предмет оценки Предмет оценки Процедуры оценки Процедуры оценки сформированность учебных дей- ствий с предметным содержаниемсформированность учебных дей- ствий с предметным содержанием способность к решению учебно- познавательных и учебно-практи- ческих задач с использованием средств, релевантных содержа- нию учебных предметовспособность к решению учебно- познавательных и учебно-практи- ческих задач с использованием средств, релевантных содержа- нию учебных предметов а) диагностика предметных результатов;а) диагностика предметных результатов; б) итоговая аттестация;б) итоговая аттестация; в) рубежный контрольв) рубежный контроль Оценка предметных результатов

оценивание личностных,метапредметных и предметных результатов освоения ООП на основании способности учащихся решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи; оценивание личностных,метапредметных и предметных результатов освоения ООП на основании способности учащихся решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи; выявление динамики личностного развития ( по результатам диагностики личностных качеств на различных этапах образовательного процесса); выявление динамики личностного развития ( по результатам диагностики личностных качеств на различных этапах образовательного процесса); использование стандартизированных и нестандартизированных КИМов; использование стандартизированных и нестандартизированных КИМов; применение накопительной системы оценки индивидуальных достижений(портфолио) применение накопительной системы оценки индивидуальных достижений(портфолио) Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся

20 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ регулятивныекоммуникативныепознавательные целеполагание речевые средства, в т.ч. с опорой на ИКТ работа с инфор- мацией: поиск, запись, восприятие в т.ч. средствами ИКТ планирование способ действия контроль коррекция коммуникация при взаимодействии использование моделей, знаков и символов,схем логические опе- рации: анализ, синтез, сравнение, сериация, класси- фикация, обобще- ние, подведение под понятие, ана- логия, суждение чтение ИКТ Проектно- исследо- ватель- ская деятель- ность Оценка по результатам выполнения Оценка в процессе выполнения Особенности оценивания метапредметных результатов Особенности оценивания метапредметных результатов

Модель оценивания качества образовательных результатов 21 Содержание планируемых результатов Критерии и показатели оценивания Общепринятый инструментарий Инновационный инструментарий Накопительная система учета результатов Рейтинговый балл Качественная оценка

Инновационные оценочные средства и формы портфолио; кейсы; контекстные задачи; междисциплинарные экзамены; компетентностно-ориентированные тесты; ситуационные задания.

Рейтинговый балл по предмету 23 где: k i весовой коэффициент i-того измерителя R i балл, определенный с помощью i-того измерителя

Весовой коэффициент Наименование измерителя Весовые коэффициенты 24 Задания экзаменационных билетов0,2 Контекстные задачи0,2 Тесты0,2 Кейсы0,1 Задания контрольной работы0,1 Задания устного контроля0,1 Ситуационные задания0,1 ИТОГО1

Учёт инварианта и вариативной составляющей 25

Значение R Наименование уровня Определение уровня по рейтинговому баллу I недостаточный 0 – 30% II минимально допустимый31 – 60% III достаточный 61 – 80% IV продвинутый81 – 100%

Совершенствование системы оценивания 27 Мониторинг образовательных достижений Комплексный подход к рассмотрению результатов образовательной деятельности обучающихся Применение инновационного инструментария Использование совокупности методов контроля и средств измерения

28 Благодарю за внимание!