О правильном и здоровом питании
Роль питания в осуществлении неразрывной связи живого организма, в том числе и человека, окружающей средой. Существеннейшей связью животного организма с окружающей природой является связь через известные химические вещества, которые должны постоянно поступать в состав данного организма, то есть связь через пищу. Пища, которая попадает в организм и здесь изменяется, распадается, олицетворяет собой жизненный процесс во всём его объёме. С пищевыми продуктами человек получает все необходимые для его жизнедеятельности питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, воду. Для устойчивого сохранения здоровья нужен постоянный энергетический баланс: полное соответствие калорийности питания повседневно затрачиваемой человеком энергии. Организму одинаково вредны нарушения этого баланса в обе стороны: и недостаточность энергетической ценности суточного рациона, и её избыток.
Режим питания учащихся устанавливают с учётом времени занятий. Первый завтрак в 7.30 в объёме 20-25% всей суточной калорийности, ужин в также примерно 20-25%. Для учащихся первой смены предусмотрен второй лёгкий завтрак с 7.30 до часов (15-20%) в школе и достаточно сытный обед по возращении домой в часов (35-40%). Учащиеся второй смены получают такой же сытный обед перед уходом на занятия – в 12 часов(35-40%), а в 16 часов в школе - полдник(15-20%). Пищу, богатую белками, учёные рекомендуют давать детям и подросткам в первой половине дня – на завтрак и обед. К ужину полезнее блюда не мясные, а из картофеля, овощей, круп, творога, яиц.
У некоторых детей, особенно младших возрастов, нередко наблюдается сниженный аппетит и даже негативное отношение к пище. Отказ ребёнка от еды вызывает у взрослых стремление накормить его во что бы то ни стало любыми способами – уговорами, отвлечением внимания, иногда строгим требованием и даже наказанием. Наукой доказана бесполезность и более того – прямой вред таких приёмов при кормлении детей с плохим аппетитом. Если ребёнок не хочет есть, не надо уговаривать. Он поест когда проголодается. Выработке активного аппетита, нормального рефлекса на еду способствуют прежде всего правильный общий режим и строгий режим питания. Обязательно кормление ребёнка всегда в одни и те же часы. Полезны спокойная окружающая обстановка, красивая сервировка стола, приём пищи вместе с другими детьми или взрослыми членами семьи, атмосфера доброжелательности. Для улучшения аппетита нужно по возможности максимально разнообразить пищу, иногда давать перед едой несладкий яблочный или лимонный сок, отвар шиповника, немного бульона. Если позволяет возраст ребёнка, полезны закуски – салат из свежих овощей, винегреты с квашеной капустой или солёным огурцом, вымоченная сельдь. Пищу лучше давать небольшими порциями, чаще готовить любимые ребёнком блюда
Прекрасная привычка – принимать пищу всегда в одни и те же часы. Это способствует выработке рефлекса на время. К наступлению привычного часа еды в системе пищеварения создаются наилучшие условия для энергичного, активного переваривания пищи. А это необходимо для максимального течения обменных процессов, сохранения хорошего самочувствия и высокой работоспособности человека. Нерегулярный режим питания, наоборот, нарушает синхронность в поступлении пищи и деятельности пищеварительной системы, что является одним из факторов риска многочисленных заболеваний органов пищеварения и обмена веществ, особенно язвенной болезней, хронических гастритов, ожирения, сахарного диабета. Для здорового человека оптимальным является режим питания, предусматривающий 4 приёма пищи в день. Минимально допустимы 3 приёма – завтрак, обед и ужин. Дополнительными могут быть 2 завтрак, полдник или 2 ужин – лёгкий приём пищи перед сном. Особого внимания заслуживает правильное отношение к ужину. Обильная пища в поздние часы вредна всем, особенно лицам пожилого возраста, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Еда в спешке, на ходу, всухомятку ухудшает пережёвывания пищи и её обработку пищеварительными ферментами. При торопливой еде усвояемость питательных веществ снижается на 15 – 20%.
Работу выполнил Ученик 9 класса «А» Семёнов Дмитрий.