Структура раздела ООП Оценка личностных результатов Оценка метапредметных результатов Система внутришкольного мониторинга Особенности итоговой аттестации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Advertisements

СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ФИКСАЦИИ ОСНОВНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Особенности оценки метапредметных результатов ШМО учителей естествознания.
Выполнили: Заплава А.В., учитель математики, Астраханцева И.А., учитель истории.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ДПОС «Методический центр»,
Педагогический совет «Оценка образовательного результата» Выполнила: Дюина Е.А., руководитель ШМО.
Система оценки планируемых результатов основного общего образования.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, (выдержки)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Система о ценк и достижения планируемых результатов Планируемые результаты и … Достижение планируемых результатов Оценка Оценка достижения… Система оценки….
Концептуальные и методологические основы ФГОС тема 4.
«Система оценки планируемых результатов основного общего образования» Копотева Г.Л.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Проектирование раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» 9.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 29 города Костромы И. А. Елфимычева.
ПРОБЛЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.
ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Нормативная база ФГОС ООО – приказ Минобрнауки РФ утверждён зарегистрирован Минюстом
2009 г – победитель муниципального конкурса « Школа года » 2010 г – победитель муниципального конкурса « Школа года » 2010 г – победитель регионального.
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Кудряшова Валентина Александровна ГБОУ СОШ2 им. В. Маскина ж.-д.
Транксрипт:

Структура раздела ООП Оценка личностных результатов Оценка метапредметных результатов Система внутришкольного мониторинга Особенности итоговой аттестации Оценка предметных результатов Общие положения Поясняющая часть Общая часть Предметная часть Компетенция ОУ в оценочной деятельности Оценка результатов деятельности ОУ Цели оценочной деятельности Объект оценки Направления оценочной деятельности

Цели оценочной деятельности Ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов Обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом Процесс развивается нормально только при отрицательной обратной связи! Образовательный процесс Оценивание - - Формальное оценивание, не сигнализирующее о недостатках процесса, приводит к разрушению всей системы!

Отметка и оценка Отметка Оценка Оценочная деятельность ни в коем случае не должна сводиться к процессу выставления отметок (себе, коллеге, ученику, всему ОУ)! Формализованное, объективное отношение к объекту. Субъективное отношение к процессу. Оценка может стать объективной лишь при достаточно большом количестве оцениваемых объектов, либо достаточном количестве срезов.

Нельзя забывать, что любая оценочная деятельность – это нравственная сфера. Поэтому любая система оценивания непременно будет связана с моральными проблемами в коллективе ОУ. Нравственность – это особый духовно-практический, ценностный способ освоения мира. Невозможно построить процесс оценивания на объективном внеморальном уровне.

Объект оценки «В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах» (Примерная ООП) «В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах» (Примерная ООП) Важно помнить, что личность (ученик или учитель), коллектив (ученический или педагогический), все образовательной учреждение НЕ ЯВЛЯЕТСЯ объектом оценивания! Мы оцениваем не ученика, учителя, коллектив ОУ, а их соответствие требованиям стандарта.

1. Оценка образовательных достижений обучающихся Направления оценочной деятельности (3 направления) Промежуточная (внутренняя) Итоговая (внешняя) отражает динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами основной объект оценивания – блок планируемых результатов «Выпускник научится»

Направления оценочной деятельности 3. Оценка результатов деятельности образовательных учреждений (с целью аккредитации) 2. Оценка педагогических кадров (с целью аттестации) Основной объект оценки – планируемые результаты в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» Основные процедуры оценивания Аккредитация образовательного учреждения Аттестация педагогических кадров Мониторинговые исследования разного уровня

«В соответствии с требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах» (Примерная ООП). Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Компетенция ОУ в оценочной деятельности 1. Описание организации и содержания: а) промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; б) итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; в) оценки проектной деятельности обучающихся; Данное описание (п. 1) включается в Основную образовательную программу в составе данного раздела.

Компетенция ОУ в оценочной деятельности 3. адаптация (разработка) инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов по предметам и/или междисциплинарным программам, вводимым образовательным учреждением. 4. адаптация или разработка модели и инструментария для организации стартовой диагностики. 5. адаптация или разработка модели и инструментария для оценки деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом. 2. Адаптация инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, разработанного на федеральном уровне, в целях организации: а) оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля; б) промежуточной аттестации (системы внутришкольного мониторинга); в) итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию; Данные описания (пп. 2-6) включаются в Приложение к ООП

Особенности оценки личностных результатов Это оценка достижения планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования УУД. Обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. Объект – сформированность личностных УУД в трех блоках: Основы гражданской идентичности Самообразование и готовность к выбору направления профильного образования Социальные компетенции Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения.

Особенности оценки личностных результатов Текущее оценивание личностных результатов возможно по направлениям: соблюдение норм и правил поведения, принятых в ОУ участие в общественной жизни ОУ и ближайшего социального окружения прилежание и ответственность за результаты обучения готовность и способности делать осознанный выбор образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования ценностно-смысловые установки обучающихся Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование (в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О персональных данных».

В текущем учебном процессе оценка личностных результатов проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся. Особенности оценки личностных результатов Именно в этом деле неоценимую помощь может оказать психологическая служба образовательного учреждения. Однако только на школьных психологов данное оценивание оставлять нельзя. В нем должны участвовать все участники образовательного процесса – педагогический коллектив, коллектив учащихся, родители.

Особенности оценки метапредметных результатов Эта область оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных: «Регулятивные универсальные учебные действия» «Коммуникативные универсальные учебные действия» «Познавательные универсальные учебные действия» Планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ в разделах программы формирования УУД:

Особенности оценки метапредметных результатов Основные объекты оценки: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции способность к сотрудничеству и коммуникации способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику способность и готовность к использованию ИКТ способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Особенности оценки индивидуального проекта Особенности оценки метапредметных результатов Индивидуальный проект выполняется в рамках одного или нескольких предметов «Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету» (Примерная ООП). Образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта: организация работы над проектом (план) содержание и направленность проекта (титул) защита проекта (сроки, форма защиты) критерии оценки проекта (общие и индивидуальные)

Особенности оценки метапредметных результатов Основные требования к содержанию и направленности проекта результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность возможные типы работ и формы их представления письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты об исследованиях, стендовый доклад и др.) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие отчётные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты и пр.) состав материалов для защиты проекта продукт проектной деятельности краткая пояснительная записка к проекту краткий отзыв руководителя

Особенности оценки метапредметных результатов Пояснительная записка к проекту Объем - не более 1 страницы текста Цель и назначение продукта Краткое описание хода выполнения проекта Краткое описание полученных результатов Описание особенности конструкции (для конструкторских проектов) Описание эффектов от реализации проекта (для социальных проектов) Краткий отзыв руководителя проекта Характеристика инициативности и самостоятельности учащегося Характеристику ответственности учащегося (включая динамику отношения к выполняемой работе) Характеристику исполнительской дисциплины учащегося В случае заимствования чужого текста без указания ссылок на источник (плагиата) проект к защите не допускается!

Особенности оценки метапредметных результатов Основные требования к организации проектной деятельности обучающиеся сами выбирают тему проекта обучающиеся сами выбирают руководителя проекта (сотрудник данного ОУ, либо любой другой организации) тема проекта должна быть утверждена (кем и когда – выбирает ОУ) план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта требования, предъявляемые в конкретном ОУ

Особенности оценки метапредметных результатов Основные требования к защите проекта Организационная форма защиты Защита перед специальной комиссией Ученическая конференция Ученические чтения Смотр проектов …………………………………. Результаты оцениваются (по всем трем позициям) по итогам выступления по пояснительной записке по отзыву руководителя

Особенности оценки метапредметных результатов Критерии оценки проектной деятельности Примерная ООП предлагает 4 критерия оценки: Важно! Оценивается не продукт, а деятельность учащегося! 2. Сформированность предметных знаний и способов действий 3. Сформированность регулятивных действий 4. Сформированность коммуникативных действий 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем Критерии оцениваются на 2-х уровнях Базовый Повышенный Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта.

КритерийУровни сформированности навыков проектной деятельности БазовыйПовышенный Самосто- ятельное приобретение знаний и решение проблем Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Знание предмета Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют Регулятивные действия Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно КоммуникацияПродемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: Особенности оценки метапредметных результатов 1. Такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). 2. Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне. 3. Ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

Особенности оценки метапредметных результатов Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1. Такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев. 2. Продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта. 3. Даны ответы на вопросы. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования аттестат об основном общем образовании отметка выставляется в свободную строку.

Особенности оценки метапредметных результатов При необходимости отбора (на профильное обучение) можно осуществлять бальное оценивание проектной деятельности. Для этого по каждому из критериев выставляется балл (1, 2 или 3). Достижение базового уровня соответствует 4-м баллам (по одному на каждый критерий). Достижение повышенного уровня соответствует 7-9-ти баллам (отметка «хорошо»), либо ти баллам (отметка «отлично»). Образовательное учреждение вправе создать свою систему оценивания проектной деятельности и описать ее в ООП.

Особенности оценки предметных результатов Основной объект оценки Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием адекватных способов действий. Система оценки предметных результатов освоения предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Система оценки предметных результатов освоения предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. НЕ УЧЕНИК!

Особенности оценки предметных результатов Пять уровней описания достижений учащихся Базовый Высокий Повышенный Низкий Пониженный «Удовлетворительно», 3, «зачет» Достаточно для продолжения образования на непрофильном уровне «Хорошо», 4, «зачет» «Отлично», 5, «зачет» Достаточно для продолжения образования на профильном уровне «Неудовлетворительно», 2, «не зачет» «Плохо», 1, «не зачет» Освоено ½ «базы», значительные пробелы, низкая мотивация к обучению, необходимость специальной диагностики и целенаправленной помощи Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

Система внутришкольного мониторинга Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и отслеживается каждым учеником. Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и отслеживается каждым учеником. Фиксирует достижения учащихся с помощью: оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных или электронных носителях. Фиксирует достижения учащихся с помощью: оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных или электронных носителях. Учитель Ученик Формирует «Портфель достижений» Полем мониторинга служит вся урочная и внеурочная деятельность

Учитель Обязательные составляющие системы внутришкольного мониторинга Материалы стартовой диагностики Материалы текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов Материалы промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе Материалы текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии Материалы защиты итогового индивидуального проекта По метапредметным результатам

Обязательные составляющие системы внутришкольного мониторинга Данные о сформированности умений и навыков По предметным результатам по первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур по выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем по выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами Материалы стартовой диагностики Материалы тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам Материалы творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты Учитель

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях. Ученик В состав Портфеля достижений включаются: результаты, достигнутые в ходе учебной деятельности: рекомендованные учителем, связанные с выбором профиля обучения; результаты творческой активности (творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой); результаты участия в олимпиадах, смотрах, конкурсах, выставках и пр. Отбор работ для портфеля достижений ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не допускается.

Особенности итоговой аттестации учащихся На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов. Итоговая оценка выпускника формируется на основе: 1. результатов внутришкольного мониторинга, зафиксированных в оценочных листах. 2. оценок за выполнение итоговых работ. 3. оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта. 4. оценки за работу, выносимую на государственную итоговую аттестацию (ГИА). Педагогический совет ОУ на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся ООП ООО и выдачи аттестата об основном общем образовании.

Особенности итоговой аттестации учащихся В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче аттестата об основном общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации. Одновременно с аттестатом учащемуся выдается характеристика, с учетом которой он принимается в старшие профильные классы: отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося; даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося. Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями.

Оценка результатов деятельности ОУ Осуществляется: в рамках аккредитации ОУ в рамках аттестации педагогических кадров на основе результатов итоговой оценки учащихся с учетом: результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального); условий реализации основной образовательной программы основного общего образования; особенностей контингента обучающихся. Предметом оценки является также: текущая оценочная деятельность образовательного учреждения и педагогов, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников основной школы данного образовательного учреждения. Предметом оценки является также: текущая оценочная деятельность образовательного учреждения и педагогов, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников основной школы данного образовательного учреждения.