по материалам О.Б. Логиновой Конструирование учебных заданий: личностные и метапредметные результаты
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта
Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач В чем проявляется достижение основных образовательных результатов? личностных: готовность и способ- ность к саморазвитию: самоопределению; смыслообразованию; ценностная ориентация. метапредметных: способность к саморегуляции; коммуникации; познанию. предметных: система знаний способность к полу- чению новых знаний, их преобразованию и применению. В учебном процесс прежде всего проявляется как:
4 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Ориентация на парадигму деятельностного развития в практике работы учителя
Структура задания Характеристика задания Мотивационная часть Содержание: условие (информационная часть) вопрос (командная часть) инструкция по выполнению (ответная часть) Образец/описание ответа Критерии оценки Методический комментарий (организационная часть Время выполнения
Характеристика задания Характеристика задания Методический комментарий (организационная часть Мотивационная часть Содержание: Образец/описание ответа Критерии оценки
Особенности учебных заданий, направленных на формирование ценностно-смысловых установок
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ЛР: 1, 3, 6, 7, 8, 10 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Учебный материалПредметы родная история, история России другие культуры семейные ценности школьные ценности эстетические ценности безопасный, здоровый образ жизни ценности труда экологическое мышление и культура + ситуации сотрудничества, диалога на всех предметах Ценностно-смысловые установки: анализ содержания учебного материала
10 Наличие или отсутствие ценностно- смысловых установок в учебном процессе проявляется, главным образом, в ценностно- эмоциональном компоненте: в наличии позитивного или негативного отношения к существующим и известным ребенку нормам; в принятии или неприятии этих норм Когнитивный компонент (знание ребенком норм) и поведенческий компонент (его поведение) имеют важное, но не определяющее значение Ценностно-смысловые установки: анализ состава учебных действий
«Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментиро- вать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания
Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания Первый вопрос: Задание содержит эмоционально-ценностный компонент? Второй и третий вопросы: Требуется выражение собственной позиции и/или комментарий, аргументация, пояснения?
Примеры заданий «Азбука»
Примеры заданий «Русский язык»
Примеры заданий «Окружающий мир»
Примеры заданий «Окружающий мир»
Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ ЛР: 5;МР: 4, 5 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Формирование познавательной и личностной рефлексии в основной школе связаны с действиями смыслообразования, целеполагания, контроля и оценки Личностные смыслы и рефлексия: анализ состава учебных действий
«Хорошее» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; и(или) с критериями оценки; и(или) со способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; постановки новых личных учебных задач. Личностный смысл учения и рефлексия: модели и формат заданий
Личностный смысл учения и рефлексия: модели и формат заданий Первый вопрос: Задание требует самооценки успешности/неуспешности? Второй и третий вопросы: Заданы ли требования или критерии? Нужно ли выявить факторы/ причины успешности/неуспешности и/или поставить личные учебные задачи?
Пример метапредметного задания (для индивидуального выполнения). Заполните лист самооценки. Личностный смысл учения и рефлексия: примеры заданий
Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самоорганизации и саморегуляции
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ МР: 1, 3 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
Формирование способности к самоорганизации и саморегуляции связано преимущественно с действиями по организации и мониторингу собственной деятельности Самоорганизация и саморегуляция: анализ состава учебных действий
«Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: состав работ и/или обязанности и/или время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. Самоорганизация и саморегуляция: требования к «хорошему» заданию многошаговое, длительное (несколько этапов, рассчитано на неделю и более ) Включает требования и критерии оценки «Хорошее» задание - как правило, долгосрочный индивидуальный или групповой проект
Самоорганизация и саморегуляция: требования к «хорошему» заданию Первый вопрос: Задание многошаговое, длительное? Второй и третий вопросы: Учащиеся планируют процесс выполнения? Отслеживают продвижение и/или контролируют качество работы?
Пример метапредметного задания (для группового выполнения). В ходе работы заполняйте лист продвижения по заданию. Самоорганизация и саморегуляция примеры заданий
Особенности учебных заданий, направленных на формирование готовности и способности к сотрудничеству
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам СОТРУДНИЧЕСТВО ЛР: 9;МР: 12, 13 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в сов- местной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Формирование способности к сотрудничеству связано с выполнением согласованных совместных действий Сотрудничество: анализ состава учебных действий
«Хорошее» задание – всегда групповое или парное, оно требует совместной работы учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том числе – принятия согласованных решений, например: о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…; о способах выполнения задания; о распределении обязанностей, координации усилий; разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля; создания общего продукта из взаимосвязанных частей Сотрудничество: модели и формат заданий
Сотрудничество: модели и формат заданий Первый вопрос: Задание требует совместных действий? Второй и третий вопросы: Учащиеся принимают согласованные решения? Разделяют ответственность за конечный результат и/или создают общий продукт?
Примеры заданий.
Примеры
Особенности учебных заданий, направленных на формирование коммуникативных умений
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам КОММУНИКАЦИЯ МР: 7, 9, 11 активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог ; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Формирование коммуникативных умений связано преимущественно с ситуациями очного, заочного и(или) виртуального общения, предполагающими вступление в диалог (в том числе – с воображаемым собеседником), а также – владения речевыми средствами навыками смыслового чтения другими изобразительно-выразительными средствами предметный аспект Коммуникация: анализ состава учебных действий
«Хорошее» задание требует участия в диалоге, создания собственного высказывания или текста, для которого заданы, или известны заранее, или определены учащимися самостоятельно, основные параметры : коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет); тема и предмет (ЧТО говорит или пишет); формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет); Коммуникация: модели и формат заданий
Коммуникация: модели и формат заданий Первый вопрос: Задание предполагает диалог, связную, распространённую коммуникацию? Второй и третий вопросы: Задана ли коммуникативная задача? Определены ли иные параметры (тема или предмет, формат) коммуникации?
Примеры заданий.
Примеры заданий
Сотрудничество Коммуникация диалог ситуация общения речевые и иные средства, отвечающие коммуникативной задаче формату общения средства и способы действий, отвечающие предмету сотрудничества процессу сотрудничества Сотрудничество и коммуникация: сопоставление
Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к разрешению проблем / проблемных ситуаций
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. ОШ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ МР: 2 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
«Хорошее» задание предполагает наличие: проблемы (новой, ранее незнакомой, неожиданной), требующей самостоятельного принятия решения; как правило: нового взгляда на известный объект ; создания нового объекта, отвечающего заданным требованиям; «устранения неполадок»; ситуации неопределенности, требующей поиска приемлемого решения и (или) выбора одного из возможных альтернативных решений; воплощения принятого решения на практике Разрешение проблем: модели и формат заданий
Разрешение проблем: модели и формат заданий Первый вопрос: Задание требует принятия само-стоятельных решений по разрешению проблемы, выходящей за рамки чисто учебной задачи с известным алгоритмом действий? Второй и третий вопросы: Существуют ли альтернативы, есть ли у учащихся выбор? Требуется ли воплощение принятых решений на практике?
Примеры заданий
Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности приобретению и интеграции знаний
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам ПРИОБРЕТЕНИЕ и ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ ЛР: 2;МР: 6, 10, 14, 15 использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование способности к приобретению и переносу знаний связаны преимущественно с выполнением логических операций, действий по аналогии в новой ситуации и оценочных действий с опорой на базовые предметные и общенаучные понятия и закономерности Приобретение и интеграция знаний: анализ состава учебных действий
«Хорошее» задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к получению нового знания или более глубокому пониманию известного на основе: исследования/преобразования известного; использования познавательных и оценочных действий; использования содержания/идей/методов других областей знания Приобретение и интеграция знаний: модели и формат заданий
Приобретение и интеграция знаний: модели и формат заданий Первый вопрос: Требуется ли осознание новых идей и/или смыслов, достижение нового уровня понимания, нового взгляда, нахождение нового применения, новых связей? Второй и третий вопросы: Каким образом достигается новое знание/понимание? Привлекается содержание, идеи и/или методы иных областей знания?
Примеры заданий
Приобретение знаний Разрешение проблем неизвест- ная ранее ситуация опора на имеющи- ся знания Основной результат – знание (неотчуждаемо) Основной результат – отчуждаемый продукт Приобретение знаний и разрешение проблем: сопоставление
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МР: 7, 8, 16 активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Формирование ИКТ-компетентности связано с использованием ИКТ в целях обучения: для поиска, обработки, анализа, обобщения, оценки, преобразования, представления и передачи информации; для осуществления образовательного взаимодействия; для организации и мониторинга своей деятельности. Использование ИКТ: анализ состава учебных действий
«Хорошее» задание требует такого использования ИКТ, которое способствует: приобретению новых знаний на основе поиска и обработки информации; формированию всех ключевых навыков (сотрудничества, коммуникации; саморегуляции и т.д.) достижению более сложных ИКТ-навыков; выполнению ранее недоступных на уроке действий, операций Использование ИКТ для обучения: модели и формат заданий
Оценка учебных заданий с использованием ИКТ Первый вопрос: Задание требует/предполагает использование ИКТ учащимися? Второй вопрос: Как, для чего учащиеся используют ИКТ? Третий вопрос: ИКТ действительно необходимо?
Базовые модели использования ИКТ 1. Работа с готовыми электрон- ными образовательными ре- сурсами (ЭОР), не требующая их преобразования I этап (осознание) 2. Использование технических возможностей ИКТ и ЭОР как средство решения учебной задачи II этап (отработка) 3. Использование технических возможностей ИКТ и ЭОР для самостоятельного создания новых объектов III этап (применение) Работа с текстовыми графическими редакторами и объектами (в т.ч. диа- граммами, схемами, анимациями), базами данных, датчиками, лаборато-риями, тренажерами, тестами, средст-вами коммуникации, и организации собственной учебной деятельности Тексты, презентации, объекты художественного и конструк- торского творчества, учебные модели и т.п. Работа с текстовыми, аудио-, видеоресурсами, ресурсами деловой графики
Книготорговые организации Вашего региона, работающие с издательством «Просвещение» Сайт издательства «Просвещение» - www. prosv.ru Заместитель руководителя Центра развития начального образования издательства «Просвещение» Железникова Ольга Александровна 8 (495) , доб Ведущий методист Центра развития начального образования издательства «Просвещение» Анащенкова Светлана Всеволодовна 8 (495) , доб Контакты