По материалам О.Б. Логиновой Конструирование учебных заданий: личностные и метапредметные результаты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Формирующая оценка: личностные и метапредметные результаты.
Advertisements

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА: ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Смирнова М.В., заместитель директора по УВР МОУ ООШ 5 г. Амурска
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Реализация ФГОС в завершенной предметной линии учебников «Английский язык» (расширенное содержание обучения иностранному языку) для 2–4 классов общеобразовательных.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандартов 2 поколения.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Сравнительная характеристика стандартов первого и второго поколений.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
П РЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НОО КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО -
ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Презентацию подготовила Колпащикова Людмила Михайловна,
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Горохова Е. А. МБОУ СОШ Развивать качества личности, отвечающие требованиям информационного общества.
С ИСТЕМА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Система развивающего обучения (РО) нацелена на формирование и развитие теоретического мышления (способность к.
МОУ «Конёвская СОШ 25» г.Балахна. Выступление на педсовете. (по ФГОС второго поколения). Учитель начальных классов: Пахомова Надежда Николаевна, учитель.
Транксрипт:

по материалам О.Б. Логиновой Конструирование учебных заданий: личностные и метапредметные результаты

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач В чем проявляется достижение основных образовательных результатов? личностных: готовность и способ- ность к саморазвитию: самоопределению; смыслообразованию; ценностная ориентация. метапредметных: способность к саморегуляции; коммуникации; познанию. предметных: система знаний способность к полу- чению новых знаний, их преобразованию и применению. В учебном процесс прежде всего проявляется как:

4 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Ориентация на парадигму деятельностного развития в практике работы учителя

Структура задания Характеристика задания Мотивационная часть Содержание: условие (информационная часть) вопрос (командная часть) инструкция по выполнению (ответная часть) Образец/описание ответа Критерии оценки Методический комментарий (организационная часть Время выполнения

Характеристика задания Характеристика задания Методический комментарий (организационная часть Мотивационная часть Содержание: Образец/описание ответа Критерии оценки

Особенности учебных заданий, направленных на формирование ценностно-смысловых установок

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ЛР: 1, 3, 6, 7, 8, 10 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Учебный материалПредметы родная история, история России другие культуры семейные ценности школьные ценности эстетические ценности безопасный, здоровый образ жизни ценности труда экологическое мышление и культура + ситуации сотрудничества, диалога на всех предметах Ценностно-смысловые установки: анализ содержания учебного материала

10 Наличие или отсутствие ценностно- смысловых установок в учебном процессе проявляется, главным образом, в ценностно- эмоциональном компоненте: в наличии позитивного или негативного отношения к существующим и известным ребенку нормам; в принятии или неприятии этих норм Когнитивный компонент (знание ребенком норм) и поведенческий компонент (его поведение) имеют важное, но не определяющее значение Ценностно-смысловые установки: анализ состава учебных действий

«Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментиро- вать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания

Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания Первый вопрос: Задание содержит эмоционально-ценностный компонент? Второй и третий вопросы: Требуется выражение собственной позиции и/или комментарий, аргументация, пояснения?

Примеры заданий «Азбука»

Примеры заданий «Русский язык»

Примеры заданий «Окружающий мир»

Примеры заданий «Окружающий мир»

Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ ЛР: 5;МР: 4, 5 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Формирование познавательной и личностной рефлексии в основной школе связаны с действиями смыслообразования, целеполагания, контроля и оценки Личностные смыслы и рефлексия: анализ состава учебных действий

«Хорошее» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; и(или) с критериями оценки; и(или) со способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; постановки новых личных учебных задач. Личностный смысл учения и рефлексия: модели и формат заданий

Личностный смысл учения и рефлексия: модели и формат заданий Первый вопрос: Задание требует самооценки успешности/неуспешности? Второй и третий вопросы: Заданы ли требования или критерии? Нужно ли выявить факторы/ причины успешности/неуспешности и/или поставить личные учебные задачи?

Пример метапредметного задания (для индивидуального выполнения). Заполните лист самооценки. Личностный смысл учения и рефлексия: примеры заданий

Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самоорганизации и саморегуляции

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ МР: 1, 3 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

Формирование способности к самоорганизации и саморегуляции связано преимущественно с действиями по организации и мониторингу собственной деятельности Самоорганизация и саморегуляция: анализ состава учебных действий

«Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: состав работ и/или обязанности и/или время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. Самоорганизация и саморегуляция: требования к «хорошему» заданию многошаговое, длительное (несколько этапов, рассчитано на неделю и более ) Включает требования и критерии оценки «Хорошее» задание - как правило, долгосрочный индивидуальный или групповой проект

Самоорганизация и саморегуляция: требования к «хорошему» заданию Первый вопрос: Задание многошаговое, длительное? Второй и третий вопросы: Учащиеся планируют процесс выполнения? Отслеживают продвижение и/или контролируют качество работы?

Пример метапредметного задания (для группового выполнения). В ходе работы заполняйте лист продвижения по заданию. Самоорганизация и саморегуляция примеры заданий

Особенности учебных заданий, направленных на формирование готовности и способности к сотрудничеству

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам СОТРУДНИЧЕСТВО ЛР: 9;МР: 12, 13 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в сов- местной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Формирование способности к сотрудничеству связано с выполнением согласованных совместных действий Сотрудничество: анализ состава учебных действий

«Хорошее» задание – всегда групповое или парное, оно требует совместной работы учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том числе – принятия согласованных решений, например: о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…; о способах выполнения задания; о распределении обязанностей, координации усилий; разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля; создания общего продукта из взаимосвязанных частей Сотрудничество: модели и формат заданий

Сотрудничество: модели и формат заданий Первый вопрос: Задание требует совместных действий? Второй и третий вопросы: Учащиеся принимают согласованные решения? Разделяют ответственность за конечный результат и/или создают общий продукт?

Примеры заданий.

Примеры

Особенности учебных заданий, направленных на формирование коммуникативных умений

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам КОММУНИКАЦИЯ МР: 7, 9, 11 активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог ; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формирование коммуникативных умений связано преимущественно с ситуациями очного, заочного и(или) виртуального общения, предполагающими вступление в диалог (в том числе – с воображаемым собеседником), а также – владения речевыми средствами навыками смыслового чтения другими изобразительно-выразительными средствами предметный аспект Коммуникация: анализ состава учебных действий

«Хорошее» задание требует участия в диалоге, создания собственного высказывания или текста, для которого заданы, или известны заранее, или определены учащимися самостоятельно, основные параметры : коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет); тема и предмет (ЧТО говорит или пишет); формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет); Коммуникация: модели и формат заданий

Коммуникация: модели и формат заданий Первый вопрос: Задание предполагает диалог, связную, распространённую коммуникацию? Второй и третий вопросы: Задана ли коммуникативная задача? Определены ли иные параметры (тема или предмет, формат) коммуникации?

Примеры заданий.

Примеры заданий

Сотрудничество Коммуникация диалог ситуация общения речевые и иные средства, отвечающие коммуникативной задаче формату общения средства и способы действий, отвечающие предмету сотрудничества процессу сотрудничества Сотрудничество и коммуникация: сопоставление

Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к разрешению проблем / проблемных ситуаций

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. ОШ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ МР: 2 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

«Хорошее» задание предполагает наличие: проблемы (новой, ранее незнакомой, неожиданной), требующей самостоятельного принятия решения; как правило: нового взгляда на известный объект ; создания нового объекта, отвечающего заданным требованиям; «устранения неполадок»; ситуации неопределенности, требующей поиска приемлемого решения и (или) выбора одного из возможных альтернативных решений; воплощения принятого решения на практике Разрешение проблем: модели и формат заданий

Разрешение проблем: модели и формат заданий Первый вопрос: Задание требует принятия само-стоятельных решений по разрешению проблемы, выходящей за рамки чисто учебной задачи с известным алгоритмом действий? Второй и третий вопросы: Существуют ли альтернативы, есть ли у учащихся выбор? Требуется ли воплощение принятых решений на практике?

Примеры заданий

Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности приобретению и интеграции знаний

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам ПРИОБРЕТЕНИЕ и ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ ЛР: 2;МР: 6, 10, 14, 15 использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование способности к приобретению и переносу знаний связаны преимущественно с выполнением логических операций, действий по аналогии в новой ситуации и оценочных действий с опорой на базовые предметные и общенаучные понятия и закономерности Приобретение и интеграция знаний: анализ состава учебных действий

«Хорошее» задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к получению нового знания или более глубокому пониманию известного на основе: исследования/преобразования известного; использования познавательных и оценочных действий; использования содержания/идей/методов других областей знания Приобретение и интеграция знаний: модели и формат заданий

Приобретение и интеграция знаний: модели и формат заданий Первый вопрос: Требуется ли осознание новых идей и/или смыслов, достижение нового уровня понимания, нового взгляда, нахождение нового применения, новых связей? Второй и третий вопросы: Каким образом достигается новое знание/понимание? Привлекается содержание, идеи и/или методы иных областей знания?

Примеры заданий

Приобретение знаний Разрешение проблем неизвест- ная ранее ситуация опора на имеющи- ся знания Основной результат – знание (неотчуждаемо) Основной результат – отчуждаемый продукт Приобретение знаний и разрешение проблем: сопоставление

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МР: 7, 8, 16 активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Формирование ИКТ-компетентности связано с использованием ИКТ в целях обучения: для поиска, обработки, анализа, обобщения, оценки, преобразования, представления и передачи информации; для осуществления образовательного взаимодействия; для организации и мониторинга своей деятельности. Использование ИКТ: анализ состава учебных действий

«Хорошее» задание требует такого использования ИКТ, которое способствует: приобретению новых знаний на основе поиска и обработки информации; формированию всех ключевых навыков (сотрудничества, коммуникации; саморегуляции и т.д.) достижению более сложных ИКТ-навыков; выполнению ранее недоступных на уроке действий, операций Использование ИКТ для обучения: модели и формат заданий

Оценка учебных заданий с использованием ИКТ Первый вопрос: Задание требует/предполагает использование ИКТ учащимися? Второй вопрос: Как, для чего учащиеся используют ИКТ? Третий вопрос: ИКТ действительно необходимо?

Базовые модели использования ИКТ 1. Работа с готовыми электрон- ными образовательными ре- сурсами (ЭОР), не требующая их преобразования I этап (осознание) 2. Использование технических возможностей ИКТ и ЭОР как средство решения учебной задачи II этап (отработка) 3. Использование технических возможностей ИКТ и ЭОР для самостоятельного создания новых объектов III этап (применение) Работа с текстовыми графическими редакторами и объектами (в т.ч. диа- граммами, схемами, анимациями), базами данных, датчиками, лаборато-риями, тренажерами, тестами, средст-вами коммуникации, и организации собственной учебной деятельности Тексты, презентации, объекты художественного и конструк- торского творчества, учебные модели и т.п. Работа с текстовыми, аудио-, видеоресурсами, ресурсами деловой графики

Книготорговые организации Вашего региона, работающие с издательством «Просвещение» Сайт издательства «Просвещение» - www. prosv.ru Заместитель руководителя Центра развития начального образования издательства «Просвещение» Железникова Ольга Александровна 8 (495) , доб Ведущий методист Центра развития начального образования издательства «Просвещение» Анащенкова Светлана Всеволодовна 8 (495) , доб Контакты