Государственные образовательные стандарты второго поколения
Стандарт - «нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом»
«Стандартизация установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности»
Бихевиористская, «дрессурная» парадигма: стандарты укладываются в схему «знаний, умений и навыков» (ЗУН)
Компетентностная парадигма: проблемно-целевой подход к стандартам; стандарт должен разрабатываться в зависимости от того, какие задачи должен решать выпускник
Понимание стандарта как ориентировочной основы действия, задаваемой культурно- историческим деятельностным подходом: деятельностно-целевой подход к содержанию стандартов; стандарт сводится к тому, чтобы вооружить ученика системой универсальных действий, связанных с освоением фундаментального ядра содержания образования
Стандарт - это уровень знаний, относительно которого в обществе достигается конвенция, о котором договариваются как об уровне, необходимом и достаточном для перехода на следующую ступень образования
Стандарт как общественный договор: выявление и согласование индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании
Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся
Социальный заказ – общественные запросы в области общего образования – интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей: безопасный и здоровый образ жизни; свобода и ответственность; социальная справедливость; благосостояние
Государственные требования – государственные запросы в области общего образования Государственный заказ направлен на обеспечение приоритетов: национальное единство и безопасность; развитие человеческого капитала; конкурентоспособность
Предмет организации стандарта: цели деятельности, процесс деятельности, результаты деятельности
Стандарт - базовый комплексный государственный документ, определяющий совокупно систему требований и обязательств государства по отношению к обществу в целом, принципиальная основа для оформления финансового управления системой образования, форма «общественного договора»
На первое место выходят требования к результатам образования, квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым
Назначение стандартов нового поколения стандарты должны выступить: инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки ее адекватности новым целям и ценностям образования; средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования; нормативно-правовой базой регулирования взаимоотношений субъектов системы образования государства и общества
Функции стандартов: - обеспечение права на полноценное образование; - сохранение единства образовательного пространства страны; - повышение качества образования; - обеспечение преемственности; - критериально-оценочная; - повышение объективности оценивания; - гуманизация образования и обеспечение равенства возможностей для развития личности
Деятельностный подход к построению образовательных стандартов Цель образования - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности
Стандарт - определенная ориентировочная основа, задаваемая культурно-историческим деятельностным подходом Выделены универсальные действия, овладение которыми дает возможность решать в неопределенных жизненных ситуациях разные классы задач
Основные результаты обучения и воспитания: личностное развитие; социальное развитие; познавательное развитие; коммуникативное развитие
Структура компонентов государственных стандартов общего образования Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ: предметные результаты; метапредметные результаты; личностные результаты Требования к ресурсному обеспечению (условиям) получения общего образования
Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основное назначение - определить основные понятия и состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования применительно к содержанию учебных программ и организации учебной деятельности по отдельным учебным предметам.
В фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются: основополагающие научные знания, имеющие методологический и системообразующий характер; универсальные учебные действия
Базисный учебный план призван фиксировать рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени между ними
Учебные программы призваны обеспечить возможности вариативной реализации содержания образования
Модель системы оценки результатов освоения основных образовательных программ - инструментальное ядро государственных образовательных стандартов
Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включающая организацию этого процесса
Основные виды универсальных учебных действий: 1) личностные; 2) регулятивные, включающие действия саморегуляции; 3) познавательные, включающие логические, знаково-символические действия; 4)коммуникативные