Синенко И. А. учитель химии и биологии Гришина И. В. Учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 5 Ленинского района города Ростова-на-Дону Интегрированный урок Химия-русский язык по теме: «Описание физиологического воздействия спиртов на организм с помощью различных видов придаточных предложений»
Цели урока: Обучающие. Обучающие. - Актуализировать знания учащихся о химических свойствах одноатомных спиртов. - Актуализировать знания учащихся о химических свойствах одноатомных спиртов. - Развивать навыки устной речи. - Развивать навыки устной речи. Развивающие. Развивающие. - Формировать научное мировоззрение, развивать наблюдательность. - Формировать научное мировоззрение, развивать наблюдательность. - Пополнить словарный запас и расширить кругозор обучающихся. - Пополнить словарный запас и расширить кругозор обучающихся. Воспитательные. Воспитательные. - Воспитание компетентной, самостоятельно мыслящей, грамотной личности, способной ориентироваться в ситуации и отстаивать свою точку зрения, подкрепленную научными знаниями и личным речевым опытом. - Воспитание компетентной, самостоятельно мыслящей, грамотной личности, способной ориентироваться в ситуации и отстаивать свою точку зрения, подкрепленную научными знаниями и личным речевым опытом. - Воспитание любви к родному языку. - Воспитание любви к родному языку.
ЗадачиЗадачи Раскрыть характер воздействия этилового спирта на организм человека и с помощью опытов показать вред, наносимый алкоголем здоровью. Раскрыть характер воздействия этилового спирта на организм человека и с помощью опытов показать вред, наносимый алкоголем здоровью. Закрепить понятие о различных видах придаточных предложений, использование их в речи. Закрепить понятие о различных видах придаточных предложений, использование их в речи. Добиться усвоения знаний о пагубных последствиях употребления спиртных и спиртсодержащих напитков. Добиться усвоения знаний о пагубных последствиях употребления спиртных и спиртсодержащих напитков. Формирование устойчивой жизненной позиции – здорового образа жизни. Формирование устойчивой жизненной позиции – здорового образа жизни.
Оборудование и реактивы: Компьютер, интерактивная доска, проектор, слайдовая презентация по теме, выполненная в программе Power Point. На столе учителя. Этиловый спирт, вода, лакмус, растительное масло, белок куриного яйца, штатив с пробирками, держатель.
«Велик и могуч, правдив и свободен» наш родной язык. Именно он приходит на помощь русскому человеку «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» - так считал известный русский писатель И.С.Тургенев, любя и уважая родную речь.
Историческая справка Похититель рассудка так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Похититель рассудка так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия.
Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но знавших уже приемы приготовления хмельных напитков. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его аль коголь, что означает одурманивающий. Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году.
Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом (Магомет, ). Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов Коран (7 век). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались.
По современным представлениям этиловый спирт относят к веществам, которые поступают в организм извне и влияют на его жизнедеятельность. Их можно разделить на три группы: * питательные вещества, которые обеспечивают организм энергией; * лекарственные средства, влияющие на наше самочувствие, воздействуя на биохимические процессы в организме; * яды – вещества, нарушающие естественные биологические процессы, вызывая сбои в работе организма или смерть. Этиловый спирт можно отнести ко всем трем группам.
Химический эксперимент Опыт первый В пробирку с 2 мл. растительного масла добавим 2 мл. воды. Подкрашенной лакмусом. Жидкости нен смешиваются. Затем в эту же пробирку добавляем 2 мл. этанола. *Почему происходит увеличение и жирового и водного слоев? *Какие особенности строения молекулы этанола обеспечивают это свойство? *Какие еще свойства характерны для одноатомных спиртов? Напишите уравнения реакций.
Опыт второй В пробирку с подкрашенной водой добавим этанол. *Представьте, какие изменения вызывает алкоголь. Попадая в разные органы человека. *Сделайте вывод о физиологическом воздействии этанола на организм. *опишите эти процессы с точки зрения биологии.
Влияние этилового спирта на организм начинается в течение двух минут после употребления. Алкоголь из желудка попадает в кровь, кровь разносит его по всем клеткам организма. В первую очередь страдают клетки больших полушарий головного мозга. Небольшие количества этилового спирта снижают болевую чувствительность и блокируют процессы торможения в коре головного мозга, вызывая состояние опьянения. На этой стадии действия этанола увеличивается водоотделение в клетках, в результате чего происходит обезвоживание организма. Кроме того, этанол вызывает расширение кровеносных сосудов. Усиление потока крови приводит к покраснению и ощущению теплоты. В больших количествах этанол угнетает деятельность головного мозга (стадия торможения), вызывает нарушение координации движений. Систематическое употребление алкогольных напитков приводит к стойкому снижению продуктивности работы головного мозга, гибели клеток печени и замене их соединительной тканью – циррозу печени.
Воздействие алкоголя
Опыт третий В пробирку с 2 мл. растительного масла добавляем 2 мл. этанола. *какие изменения происходят с жировым слоем? *Сделайте выводы о процессе окисления спиртов в организме. Напишите уравнения реакций.
Опыт четвертый В пробирку, содержащую 2 мл. этанола. Добавляем белок сырого куриного яйца. *какие изменения происходят с белком под действием спирта? *Почему изменился цвет и структура белка? *Какой вывод можно сделать о воздействии этанола на клетки. Ткани, органы, организм человека?
АЛКОГОЛЬ – СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВРАГ МАЛЕНЬКИЙ РЕБЁНОК МОЖЕТ ПОГИБНУТЬ от стакана ВОДКИ Смертельная доза для взрослого 6-8 г спирта на 1 кг массы
Последствия употребления спиртных напитков Головной мозг Сердце Печень Желудок Почки Половые железы Дан человеку мозг не для того, Чтоб в спирте утопить его. Для сердца алкоголь – не наслажденье. Оно замрет в груди от злоупотребления Пить? Не пить? Больной вопрос. А ответом на него станет печени цирроз. Что несет желудку спирт? Язву, колики. Гастрит. Понесли утрату почки: Гибель почечных клубочков. Выбираешь алкоголь? Половой тогда ты ноль!!! Алкоголь Необратимые процессы, ведущие к гибели организма
Домашнее задание. Напишите конспект параграфа 17 стр в форме мини- сочинения – рассуждения на тему: «Я выбираю ЖИЗНЬ!!!» Напишите конспект параграфа 17 стр в форме мини- сочинения – рассуждения на тему: «Я выбираю ЖИЗНЬ!!!»
Подведение итогов Человек рождается на свет, Чтоб творить, дерзать – и не иначе, Чтоб оставить в жизни добрый след И решить все трудные задачи. Человек рождается на свет… Для чего?.. Ищите свой ответ.