Здоровье – это всё, но всё без здоровья – ничто. Сократ
Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Старый школьный афоризм гласит: Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель. Поэтому главной задачей классного руководителя является установление взаимоотношений с семьей.
Представим, что семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что ребенок, уходя в море, вовсе отрывается от берега. Ведь моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, чем он обязан берегу. Школа и семья – партнеры, волею судеб расположившиеся в одной лодке и во имя интересов ребенка желающие плыть к вполне определенному пункту движения – Счастью ребенка. И доплывут, если объединят общие усилия.
Во-первых, накопленный в педагогике опыт свидетельствует о том, что успешность и эффективность учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от степени конструктивности взаимодействия школы и семьи и от позитивного воздействия микросреды последней на ребенка. Во-вторых, уровень позитивного воздействия семьи на ребенка, в свою очередь, имеет зависимость от культивации и сохранения в ней определенных культурных традиций. В-третьих, идет утрата национальных культурных традиций и тенденция к обезличиванию и массовости.
Проблема: Организация совместной деятельности родителей и педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в семью. Цель: Обеспечить участие родителей в реализации программы Основы здорового образа жизни; Формировать потребность семьи в здоровом образе жизни. Задачи: дать представление о возможном влиянии детско – родительских отношений на формирование необходимых для ребенка критериев здорового образа жизни; помочь получить родителям знания и навыки, необходимые для создания семейных отношений и воспитания детей; формировать навыки рационального питания, закаливания, физической культуры; освоить алгоритм создания проекта, основанного на потребности детей.
1 этап: подготовительный. Выявление проблемы. 2 этап: основной. Организация работы над проектом 3 этап: заключительный. Практическая деятельность по решению проблемы
п/п Содержание деятельностиЦель и задачиОтветственный 1 Организовать анкетирование родителей по теме: Ведете ли вы здоровый образ жизни? Помочь родителям оценить свой образ жизни, осознать ценность здоровья. Учитель 2 Провести диагностику физической подготовленности детей, их физическое развитие. Познакомить родителей с физическим развитием и физической подготовленностью их ребенка. Учитель по физической культуре 3 Изучить методическую литературу. Изучить методическую литературу для последующего использования ее в работе с родителями Все участники проекта 4 Составить план работы с родителями по формированию у детей здорового образа жизни. Выбрать наиболее эффективные приемы работы с родителями по формированию у детей здорового образа жизни. Все участники проекта 5 Подготовить консультации по темам: Нетрадиционные средства оздоровления детей, Как избежать искривления осанки, Пальчиковая гимнастика в системе оздоровления детей, Методические рекомендации по применению ароматерапии, фитотерапии, витаминотерапии в образовательном учреждении и семье; Познакомить родителей с нетрадиционными здоровьесберегаю- щеми технологиями. Научить родителей проводить пальчиковые игры, коррекционные упражнения. Все участники проекта 6 Составить план бесед по данной теме. Выявить степень заинтересованности родителей, помочь выбрать здоровьесберегающие технологии для конкретной семьи. Учитель 7 Привлечь родителей к поиску информации в журналах, Интернете. Вызвать желание самостоятельно получать знания и обмениваться ими. Учитель
Родители становятся единомышленниками с педагогами МБОУ «СОШ 9»; Изменение отношения детей к сохранению своего здоровья; Активное участие родителей в рукописной газете Дети и родители, рассказывающий о практическом опыте использования здоровьесберегающих технологий в семье; Создание в семье медиатеки, включающей развивающие и обучающие программы, аудио – видео кассет, дисков с записями учебных фильмов, мультфильмов для удовлетворения интересов детей, образования взрослых членов семьи. Участие родителей в составлении памяток, призывающих использовать здоровье сберегающие технологии в семье.