Коррекционно – развивающая программа «Путешествие по стране Добра»
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям. приносящее физический ущерб людям. Агрессивность – это целенаправленное нанесение физического физического или психического ущерба другому лицу. или психического ущерба другому лицу.
причины агрессивности детей и методы их коррекции причины методы коррекции Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки 2.Дефецит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии 3.Повышенная тревожность( комплекс несоответствия) 4.Усвоение агрессивного поведения в семье 5.Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков 6.Косвенно стимулируемая агрессивность (сми, игрушки) Подвижные игры, спортивные эстафеты Беседа с родителями, консультации специалистов, налаживание эмоционального контакта с ребенком Беседа с родителями, консультации психолога Психогимнастика, обучение приемам саморасслабления, игры на понимание эмоционального состояния
Диагностические методы определения причин агрессивности участникиМетод, автор ДЕТИ РОДИТЕЛИ ПЕДАГОГИ 1.Наблюдение за невербальным поведением ребенка в игре Н.В. Клюева 2.Тест определения особенностей межличностных отношений Р.Жиля 3.Тест Розенцвейга для изучения особенностей поведения в конфликтных ситуациях 4. Тест « Руки» Э.Вагнера 1.Тест «АСВ» 2.Анкета для выявления эмоционально - личностных проблем Хельбрюгель.Т. 3.Тест « Руки» 1.Тест « Руки» 2.Анкета « Признаки агрессивности»Е.Лютовой
Цель программы: снижение уровня агрессивности у дошкольников путем снятия эмоционального напряжения и повышение самооценки
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: -- устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости; -- обучить приемам ауторелаксации; -- повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развивать чувства эмпатии; -- формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений
Принципы реализации программы: -Принцип доступности; -Принцип наглядности; -Принцип научности; - Принцип систематичности
Основные методы реализации программы: -песочная игротерапия; - глинотерапия; -- сказкотерапия; --игры с водой; - психогимнастика; -- этюды и игры релаксационной направленности
Этапы реализации программы 1этап - Диагностический Задача : изучение нарушений психологического здоровьяЗадача : изучение нарушений психологического здоровья 2. этап – информационный2. этап – информационный Задача: информирование родителей и педагогов о имеющихся проблемах в развитии ребенкаЗадача: информирование родителей и педагогов о имеющихся проблемах в развитии ребенка 3 этап – коррекционный3 этап – коррекционный Задача – коррекционно-развивающая работа с ребенкомЗадача – коррекционно-развивающая работа с ребенком 1 блок – ( 1 занятие) – контактный. Обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблемы1 блок – ( 1 занятие) – контактный. Обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблемы
2блок – ( 9 занятий) – коррекционно – направленный.Осуществляет коррекцию негативных личностных черт, обучение социально желаемым формам общения.2блок – ( 9 занятий) – коррекционно – направленный.Осуществляет коррекцию негативных личностных черт, обучение социально желаемым формам общения. 3 блок – (2 занятия) – контрольный + обучающий + контрольный. Обеспечивает закрепление полученных навыков и форм общения. Используются игровые и неигровые приемы, которые развлекают ребенка, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения.3 блок – (2 занятия) – контрольный + обучающий + контрольный. Обеспечивает закрепление полученных навыков и форм общения. Используются игровые и неигровые приемы, которые развлекают ребенка, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения. 4 этап – контрольный4 этап – контрольный Задача: определение эффективности коррекционно- развивающей работы.Задача: определение эффективности коррекционно- развивающей работы.
Структура коррекционно – развивающего занятия ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1.Особое приветствие 2. Правила работы с песком и водой. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3.Упражнения на развитие тактильно- кинестетической чувствительности 4.Упражнения или игры, направленные на отработку проблем ребенка( снижение агрессии)
5.Расслабляющие упражнения с использованием музыки и звуков природы Заключительная часть 6.Подведение итогов занятия 7.Диагностика психоэмоционального состояния ребенка( оценка эффективности занятия) 8. Домашнее задание. 9.Ритуал прощания
Работа с родителями и педагогами Информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих). Обучение эффективным способам общения с воспитанниками Использование педагогом-психологом домашних заданий.(родители)Использование педагогом-психологом домашних заданий.(родители) Индивидуальное консультирование при возникновении личностных проблем у детей, имеющих высокий уровень агрессивностиИндивидуальное консультирование при возникновении личностных проблем у детей, имеющих высокий уровень агрессивности
Построенная таким образом работа, позволяет обучить детей приемлемым способам выражения гнева, появление доброжелательности, преобладание положительных эмоций,повышение самооценки, обучение приемам релаксации
Информационные ресурсы 1.Алябьева Е.А. Психогимнастика : методические материалы в помощь педагогам и психологам.-М.:ТЦ Сфера, с1.Алябьева Е.А. Психогимнастика : методические материалы в помощь педагогам и психологам.-М.:ТЦ Сфера, с 2.Грабенко Т.М.,Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб : «Детство –пресс», с2.Грабенко Т.М.,Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб : «Детство –пресс», с 3. практикум для детского психолога /Г.А. Широкова/- Изд.8-е.- Ростов н/Д : Феникс,2001. – 314, : ил. – ( Психологический практикум)3. практикум для детского психолога /Г.А. Широкова/- Изд.8-е.- Ростов н/Д : Феникс,2001. – 314, : ил. – ( Психологический практикум)
Спасибо за внимание!