Педсовет «Конструирование современного урока в системно- деятельностной парадигме образования» Трегубова Ф.П.
Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!
«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» Надежда Егоровна Щуркова. Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.
План семинара «Конструирование урока в условиях реализации новых стандартов» (октябрь) 1.Примерная логическая схема построения урока в контексте новых стандартов. Трегубова Ф.П. 2. Действия учителя по формированию УУД. Большагина Ю.С. 3. Класс учебно-практических задач. Чирова Н.Б, 4. Класс учебно-познавательных задач. Бабкина Т.В. 5. Урок-мастерская. Цыфаркина Н.А.
Каковы же особенности современного урока Современные подходы к уроку: личностно- ориентированный, деятельностный, компетентностный Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока: 1. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности. 2. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни. 3. «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности. Цели современного урока: Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели Цели деятельности учащихся Виды УУД: - личностные -познавательные -регулятивные -коммуникативные
Типология современных учебных занятий Урок первичного предъявления новых знаний или УУД Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Урок применения предметных ЗУНов и УУД Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД Контрольный урок Коррекционный урок Комбинированный урок
Нетрадиционные виды уроков 1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар» 2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион» 3. Кино-, теле-, видеоуроки 4. Уроки самоопределения, уроки самореализации 5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств 6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий 7. Модульный урок
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает: 1.название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; 2.цель освоения учебного содержания; 3.планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); 4.метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); основные понятия темы; 5.технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и 6.диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); 7.контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволит учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС; определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; системно формировать у учащихся УУД; осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобож дает учителя от непродуктивной рутинной работы); определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт; обеспечить повышение качества образования.
Дидактическая структура урока* Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты ПредметныеУУД Организационны й момент Проверка домашнего задания Изучение нового материала Закрепление нового материала Контроль Рефлексия Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока Методическая структура урока Признаки решения дидактически х задач Организационный момент Методы обучения Форма деятельности Методические приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности Актуализация знаний Сообщение нового материала Закрепление изученного материала Подведение итогов Домашнее задание Технологическая карта с методической структурой урока
УчительКлассПредметКто анализирует, пишет отзыв Большагина Ю.С.2 «А»Русский языкРоманова В.И. Путинцева Е.Н.4 «Б»Окружающий мир Музафарова А.Ш. Журавлёва Ю.Н.5 «Б»ЛитератураГурова Л.В. Кузнецова О.В.9 «А»АлгебраБабкина Т.В. Морозова Е.Г.6 «А»ИсторияДумбадзова К.В. Кокорин В.А.4 «А»ФизкультураТретьякова О.А.
Анализ урока на основе системно – деятельностного подхода Время самостоятельной работы учеников. (не менее 50% времени урока) Время, в течение которого говорил учитель. (не более 10 минут) Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени. (должны все) Сколько учеников получили оценки. (должны все) Время, в течение которого ученики двигались. (не менее 5 минут) Сколько учеников готовы к восприятию нового материала. (как проверено) Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала. (как проверено) Соответствует ли объем домашнего задания норме. (да – нет)
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке Оценка в баллах Уровень работы учителя 1.Целеполагание Учитель формирует содержательную цель урока (формирование системы ценностей по данному предмету) 1-2низкий Формулирует содержательную и развивающую цели урока3-4средний Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам 5-6 Выше среднего Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий ) 7-8Хороший Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата) 9-10Высокий Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП
2.Мотивация Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания. 1-2Низкий В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся 3-4Средний Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием 5-6 Выше среднего Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества 7-8Хороший Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей. 9-10Высокий
3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО) Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока1-2Низкий Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный хар-р. Материал подобран с учетом работы с мотивацией 3-4 Средний Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение )представлена обучающимся наглядно 5-6 Выше среднего Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО 7-8Хороший Единица содержания образования (способ, схема, алгоритм, различение )не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата 9-10Высокий
4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся Работает с классом фронтально на всех этапах урока1-2Низкий Использует парную или групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи 3-4Средний Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе 5-6 Выше среднего Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета 7-8Хороший Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний 9-10Высокий
5.Методы обучения На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения 1-2Низкий Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии ; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график, диаграмму) 3-4Средний Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам 5-6 Выше среднего Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию 7-8Хороший Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления 9-10Высокий
6.Рефлексия Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся 1-3Низкий Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?) 3-4Средний Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно,чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать 5-6 Выше среднего Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям) 7-8Хороший Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Домашнее задание носит дифференцированный хар-р в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии уч-ся их деятельности на уроке 9-10Высокий