Восприятие
это процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является интерпретация окружающего нас мира как совокупности предметов и событий. Восприятие, или перцепция это процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является интерпретация окружающего нас мира как совокупности предметов и событий. Дружинин В.Н., Когнитивная психология, М., 2002
Чувственное восприятие определяется четырьмя элементами: Дистальный («далёкий») стимул Объект во внешнем мире Информационный посредник Отраженный свет, звуковые волны, молекулы химических веществ, тактильная информация Проксимальный («ближний») стимул Воздействие дистального стимула на сенсорные рецепторы (например, изображение на сетчатке) Воспринимаемый объект Ментальная репрезентация дистального стимула
Сетчатка: карликовые и зонтичные ганглиозные клетки Восприятие: два основных вопроса – Что? и Где? вентральный (Что?) и дорсальный (Где?) пути. Зрение: вентральный (Что?) и дорсальный (Где?) пути. Где? – быстрая, параллельная глобальная обработка, выделяет объекты на основе сходства текстур, наличия замкнутого контура, «общей судьбы» и локализует их в трёхмерном пространстве ; Что? – медленная, последова- тельная, локальная обработка, проводит детальный анализ объектов, локализованных системой «Где?». Что? (форма, цвет) Где? (местоположение, движение)
Восприятие: два основных вопроса – Что? и Где? локализация источника звука также происходит до анализа его характеристик. Слух: локализация источника звука также происходит до анализа его характеристик. Верхняя олива К медиальному коленчатому телу Пример: эксперимент с дихотическим прослушиванием (Deutsch, 2004). Подававшиеся стимулы, Гц Ответы испытуемых Локализация звука происходит уже на уровне стволовых ядер верхней оливы, а его анализ – только в слуховой коре. Сначала по положению высокого тона локализуется источник звука (высокие тона обеспечивают лучшую точность локализации, поэтому источник звука определяется по высокому тону), потом тип тона определяется по звуку подаваемому в правое ухо. Сначала по положению высокого тона локализуется источник звука (высокие тона обеспечивают лучшую точность локализации, поэтому источник звука определяется по высокому тону), потом тип тона определяется по звуку подаваемому в правое ухо.
Восприятие глубины и удалённости параллакс – угол между зрительными осями глаз (до 2-3 метров) и диспарантность – различие изображений на сетчатке левого и правого глаз (до десятков метров). Бинокулярные механизмы: параллакс – угол между зрительными осями глаз (до 2-3 метров) и диспарантность – различие изображений на сетчатке левого и правого глаз (до десятков метров). перекрытие, линейная перспектива, градиент текстуры, видимый размер известных объектов, параллакс. Монокулярные механизмы: перекрытие, линейная перспектива, градиент текстуры, видимый размер известных объектов, параллакс. Перекрытие объектов Линейная перспектива Градиент текстуры Видимый размер Видимый размер – самый «слабый» признак
Восприятие движения Казалось бы просто: «движение стимула» по рецептивным полям… На деле ситуация сложнее ( здесь и далее рассматриваем ситуацию на примере зрения ): перемещение проекции по сетчатке не является ни необходимым ни достаточным признаком движения. Примеры: А. Стробоскопический эффект. Б. Эффект индуцированного движения (луна, «летящая» в облаках). В. Движение воспринимается лучше если оно относительно. Эффект «расщепления систем отсчёта».
Принципы восприятия объектов (с точки зрения гештальт-психологии) - Оппозиция «фигура-фон» - При восприятии зрительного поля некоторые объекты (фигуры) кажутся «выступающими», а другие области зрительного поля остаются «на заднем плане» (фон) - Близость - Мы склонны воспринимать близкие друг к другу объекты, как формирующие единую группу - Сходство - Мы склонны воспринимать сходные друг с другом объекты как формирующие единую группу
Принципы восприятия объектов (с точки зрения гештальт-психологии) - Непрерывность - Мы в большей степени склонны воспринимать в качестве единых объектов формы, у которых характеристики (цвет, фактура и т.п.) меняются плавно или непрерывны, чем формы с резкими переходами и разрывами. (Пример – маскировочная окраска у животных) - Замкнутость - мы склонны перцептуально «замыкать» или заполнять объекты, которые не являются на самом деле замкнутыми и полными.
Маскировочная окраска у животных Мимикрия Разбивающая окраска И не только у животных…
Восприятие: перцептивная сегрегация Ориентация Замкнутость Цвет «Высота» Плотность Количество,ориентация СкоростьдвиженияНаправлениедвижения Число углов
Восприятие: перцептивная сегрегация и интеграция Фигура и фон Цвет – более «сильный» группирующий признак, чем форма 1-я матрица 2-я матрица пустая ячейка комбинация Зрительная интеграция происходит только если время экспозиции 1-й матрицы не превосходит мс (опровержение роли «иконической памяти)
Иллюстрация гипотетического эксперимента Зингера: временное связывание обеспечивается синхронизацией между группами нейронов и позволяет выделить целостные объекты на неоднозначных изображениях. Механизмы перцептивной сегрегации и интеграции
Распознавание «сложных» образов Процесс отнесения образов восприятия к некоторой категории называется процессом опознания, или распознаванием образов. Процесс отнесения образов восприятия к некоторой категории называется процессом опознания, или распознаванием образов. (В.П. Дружинин, 2002) Неоднозначная фигура (девушка или старуха?) = + Принцип «простых элементов» А. Эффект глубины в плоском изображении. Б. Феноменальная прозрачность. НизкаяпрозрачностьВысокаяпрозрачность Здесь должна быть собака из точек Эффект преднастройки
Распознавание «сложных» образов
«Иллюзия Тэтчер». Выражения лиц отличаются лишь немного?..
«Иллюзия Тэтчер». Распознавание «сложных» образов
Константность восприятия Реально поступающие стимулы часто бывают переменчивы (например яркость освещения в облачный день), но. Реально поступающие стимулы часто бывают переменчивы (например яркость освещения в облачный день), но свойства объектов мы воспринимаем постоянными. - Постоянство размера - Постоянство формы - Постоянство цвета
Константность восприятия Работа автоматических механизмов коррекции восприятия хорошо видна на примерах их «ошибок».
Восприятие: итоги. Результат восприятия – интерпретация окружающего мира как совокупности предметов и событий. 1. Результат восприятия – интерпретация окружающего мира как совокупности предметов и событий. Восприятие отвечает на вопросы «Где?» и «Что?». 2. Восприятие отвечает на вопросы «Где?» и «Что?». При восприятии движения действуют «принцип относительности» и эффект «расщепления систем отсчёта» 3. При восприятии движения действуют «принцип относительности» и эффект «расщепления систем отсчёта» При восприятии сходные объекты группируются. 4. При восприятии сходные объекты группируются. При распознавании сложных образов действуют «принцип простых элементов» и эффект преднастройки. 5. При распознавании сложных образов действуют «принцип простых элементов» и эффект преднастройки. Свойства объектов воспринимаются константными несмотря на изменения реальных стимульных параметров. 6. Свойства объектов воспринимаются константными несмотря на изменения реальных стимульных параметров.