Художественный мир рождественского рассказа (Сопоставительный анализ рассказов «Сверчок за очагом» Ч. Диккенса Ч. Диккенсаи«Мальчик у Христа на ёлке» Ф.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рождественское чудо Жанр святочного рассказа в литературе.
Advertisements

Исследовательская работа по литературе «…Рождества крылатый дух озаряет небеса…» (А. Блок) (Рождественский рассказ на примере «Рождественской песни в прозе»
Рождественская тема в рассказах Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и А.П.Чехова «Ванька» Автор: ученица МБОУ РСОШ 2 Болдина Снежана Руководитель:
Вопросы по теме: Колокольные звоны часть народной жизни. Праздники Русской православной церкви.
По дороге к Рождеству Модуль «Основы православной культуры» Внеклассное занятие Первезенцева А.В. г. Богородицк.
Рождество Христово. Цели: познакомить детей с историей Рождества Христова, выявить значение этого события, ставшего главным в истории человечества; воспитывать.
Реферат на тему « « Мальчик у Христа на ёлке» как святочный рассказ в творчестве Ф.М. Достоевского» Работу выполнила ученица 10 класса Кировской школы.
БОРИС ЕКИМОВ, «ЗА ТЕПЛЫМ ХЛЕБОМ» 12 учеников ответили, что хлеб для них – это просто пища. «Хлеб для меня – это все святое, что есть на этом свете» (1)
Святочный рассказ особый жанр, возникший в литературе на основе фольклорных традиций (былички, развлекательные рассказы на вечорках). К числу художественных.
Учителя русского языка и литературы Гуляевой Екатерины Витальевны.
Чудо милосердия. Святочный рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»
В чем гуманизм Достоевского? (по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке») Ванюшина Е.И., учитель русского языка учитель русского языка и.
Портрет Достоевского работы Перова, 1872 год «Преступление и наказание» в «Русском вестнике» М. Н. Каткова.
Задачи о Рождестве Разработали Алешкина О.Ю. и Толмачев Артем 5А МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-
Классный час «Рождество Христово» Таирова Эльвира Наильевна учитель математики Ульяновская область, Чердаклинский р-он, пос.Октябрьский МБОУ Первомайская.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОУ СОШ 30 Слукина Анастасия 2 «А» класс.
Выполнил : ученик 4 « А » класса МБОУ школы 45 Дорохин Виталий Сообщение на тему : « Государственные праздники РФ »
«Пасхальный благовест». Православный праздник 2 класс Учитель: Кусова И.К. МОУ гимназия 4 г.Новороссийск.
Около двух тысяч лет отмечают этот праздник миллионы людей одной веры в разных странах.
Презентация к уроку по теме: Рождество Христово
Транксрипт:

Художественный мир рождественского рассказа (Сопоставительный анализ рассказов «Сверчок за очагом» Ч. Диккенса Ч. Диккенсаи«Мальчик у Христа на ёлке» Ф. Достоевского)

Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека? Мир, общество обращаются сегодня к высшим ценностям, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества. Не случайно в школе ввели краткий курс изучения основ религиозных культур разных народов.

Является ли зло нормальным состоянием людей?

Основные мотивы и образы главных героев в рассказах Ч.Диккенса и Ф. М. Достоевского

Рассказ Ч.Диккенса «Сверчок за очагом» и рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Выявить причину обращения писателей к жанру рождественского рассказа

познакомиться с особенностями жанра « рождественский рассказ» ; выяснить композиционные особенности рассказов, определить их сходство и различие ; рассмотреть образы главных героев в ситуации Рождества ; выяснить, какие традиции перенял у Ч. Диккенса Ф. Достоевский, что в его творчестве индивидуально ; придумать рождественский рассказ по данной модели.

Если предположить, что зло является нормальным состоянием людей, то нужно ли с ним бороться?

Наблюдение Сопоставление Исследование

Результаты исследования могут быть использованы на уроках литературы в 5 классе ; презентации – на уроках по основам мировых религиозных культур.

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения. Это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами. Чарльз Диккенс

Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день. Рождество – праздник ожидания чуда.

приуроченность к Рождеству наличие элемента чудесного наличие поучения, морали веселое завершение истории наличие среди героев ребенка Жанровое своеобразие рождественского рассказа

Ч. Диккенс «Сверчок за очагом »

Основные мотивы: «божественного дитя»; «рождественского чуда»; «нравственного перерождения героев».

Ч.Диккенс: Светская сторона рождественского праздника Счастливый финал

«Нравственное перерождение героев» Преображение характера фабриканта Тэклтона.

Мотив "рождественского чуда" Возвращение Эдварда, которого все считали погибшим; счастливое замужество Мэй Филдинг; «прозрение» Берты

Культ Дома, Культ Очага - это идеал английского Рождества.

Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»

Ф.М.Достоевский Христианские мотивы трагический финал

Мотив «чудесного» Ч.Диккенс Ф.Достоевский Добро, милосердие Изменение жизни героев в лучшую сторону Герой погибает НО воскресает, согретый любовью Спасителя

Мотив «нравственного перерождения героев». Никто не проявил сочувствия даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. И только Христос готов распахнуть свои объятия для несчастного мальчика.

Мотив "божественного дитя" – младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества. «Блаженный юный Пирибингл»: «Хорошенький » «миленький» «бесценный малыш» Центр семьи, основа веселья, счастья и любви

Мотив «божественного дитя» Мальчик Холодный и сырой подвал разоренный вертеп на мальчике тоненький халатик «младенец» голоден, ему холодно мать мертва не находит пристанища ее сын Младенец - Христос Пещера на Младенце халатик Для Богоматери нет места в домах Вифлеема Ситуация Рождества повторяется в ухудшенном варианте

Снова и снова реализуется предсказанное в Евангелии: «… алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня".

Мотив «божественного дитя» Мальчик Холодный и сырой подвал разоренный вертеп на мальчике тоненький халатик «младенец» голоден, ему холодно мать мертва не находит пристанища ее сын Младенец - Христос Пещера на Младенце халатик Для Богоматери нет места в домах Вифлеема Ситуация Рождества повторяется в ухудшенном варианте

Мораль: Ничто не прошло, мы в своей жизни постоянно оказываемся перед событиями Евангельской истории, которая длится и длится в веках… А мы оказываемся так же жестокосердны, неотзывчивы, неблагодарны, как большинство ее первоначальных участников… Господь постоянно надеется на нас - и мы столь же постоянно обманываем Его надежды.

Мотив «чудесного» Чудо представлено явлением Иисуса Христа Мальчик обретает все, чего так не хватало ему в действительности - свет, тепло, роскошную елку, любящий взгляд матери. Мотив «трагического»

Является ли зло нормальным состоянием людей?

Даже веками раскаяния нельзя возместить упущенную на земле возможность сотворить доброе дело. Ч.Диккенс

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Ф.М. Достоевский

Человек ответственен не только за свои поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Человек не имеет права замыкаться в себе, жить только для себя, не имеет права проходить мимо несчастий, царящих в мире.

Основные традиции изображения праздника Рождества в русской и английской литературе: Ч.Диккенс Светская сторона праздника Рождества объединение родных и близких общечеловеческой идеей сострадания и любви. Ф.М.Достоевский Религиозный смысл и евангельские образы Рождества напомнить людям о добре и милосердии

Назначение рождественских рассказов: заронить искру любви в сердце каждого человека, напомнить людям о добре, милосердии, и сострадании.