Художественный мир рождественского рассказа (Сопоставительный анализ рассказов «Сверчок за очагом» Ч. Диккенса Ч. Диккенсаи«Мальчик у Христа на ёлке» Ф. Достоевского)
Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека? Мир, общество обращаются сегодня к высшим ценностям, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества. Не случайно в школе ввели краткий курс изучения основ религиозных культур разных народов.
Является ли зло нормальным состоянием людей?
Основные мотивы и образы главных героев в рассказах Ч.Диккенса и Ф. М. Достоевского
Рассказ Ч.Диккенса «Сверчок за очагом» и рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Выявить причину обращения писателей к жанру рождественского рассказа
познакомиться с особенностями жанра « рождественский рассказ» ; выяснить композиционные особенности рассказов, определить их сходство и различие ; рассмотреть образы главных героев в ситуации Рождества ; выяснить, какие традиции перенял у Ч. Диккенса Ф. Достоевский, что в его творчестве индивидуально ; придумать рождественский рассказ по данной модели.
Если предположить, что зло является нормальным состоянием людей, то нужно ли с ним бороться?
Наблюдение Сопоставление Исследование
Результаты исследования могут быть использованы на уроках литературы в 5 классе ; презентации – на уроках по основам мировых религиозных культур.
Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения. Это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами. Чарльз Диккенс
Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день. Рождество – праздник ожидания чуда.
приуроченность к Рождеству наличие элемента чудесного наличие поучения, морали веселое завершение истории наличие среди героев ребенка Жанровое своеобразие рождественского рассказа
Ч. Диккенс «Сверчок за очагом »
Основные мотивы: «божественного дитя»; «рождественского чуда»; «нравственного перерождения героев».
Ч.Диккенс: Светская сторона рождественского праздника Счастливый финал
«Нравственное перерождение героев» Преображение характера фабриканта Тэклтона.
Мотив "рождественского чуда" Возвращение Эдварда, которого все считали погибшим; счастливое замужество Мэй Филдинг; «прозрение» Берты
Культ Дома, Культ Очага - это идеал английского Рождества.
Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
Ф.М.Достоевский Христианские мотивы трагический финал
Мотив «чудесного» Ч.Диккенс Ф.Достоевский Добро, милосердие Изменение жизни героев в лучшую сторону Герой погибает НО воскресает, согретый любовью Спасителя
Мотив «нравственного перерождения героев». Никто не проявил сочувствия даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. И только Христос готов распахнуть свои объятия для несчастного мальчика.
Мотив "божественного дитя" – младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества. «Блаженный юный Пирибингл»: «Хорошенький » «миленький» «бесценный малыш» Центр семьи, основа веселья, счастья и любви
Мотив «божественного дитя» Мальчик Холодный и сырой подвал разоренный вертеп на мальчике тоненький халатик «младенец» голоден, ему холодно мать мертва не находит пристанища ее сын Младенец - Христос Пещера на Младенце халатик Для Богоматери нет места в домах Вифлеема Ситуация Рождества повторяется в ухудшенном варианте
Снова и снова реализуется предсказанное в Евангелии: «… алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня".
Мотив «божественного дитя» Мальчик Холодный и сырой подвал разоренный вертеп на мальчике тоненький халатик «младенец» голоден, ему холодно мать мертва не находит пристанища ее сын Младенец - Христос Пещера на Младенце халатик Для Богоматери нет места в домах Вифлеема Ситуация Рождества повторяется в ухудшенном варианте
Мораль: Ничто не прошло, мы в своей жизни постоянно оказываемся перед событиями Евангельской истории, которая длится и длится в веках… А мы оказываемся так же жестокосердны, неотзывчивы, неблагодарны, как большинство ее первоначальных участников… Господь постоянно надеется на нас - и мы столь же постоянно обманываем Его надежды.
Мотив «чудесного» Чудо представлено явлением Иисуса Христа Мальчик обретает все, чего так не хватало ему в действительности - свет, тепло, роскошную елку, любящий взгляд матери. Мотив «трагического»
Является ли зло нормальным состоянием людей?
Даже веками раскаяния нельзя возместить упущенную на земле возможность сотворить доброе дело. Ч.Диккенс
Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Ф.М. Достоевский
Человек ответственен не только за свои поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Человек не имеет права замыкаться в себе, жить только для себя, не имеет права проходить мимо несчастий, царящих в мире.
Основные традиции изображения праздника Рождества в русской и английской литературе: Ч.Диккенс Светская сторона праздника Рождества объединение родных и близких общечеловеческой идеей сострадания и любви. Ф.М.Достоевский Религиозный смысл и евангельские образы Рождества напомнить людям о добре и милосердии
Назначение рождественских рассказов: заронить искру любви в сердце каждого человека, напомнить людям о добре, милосердии, и сострадании.