Роль организмов в образовании почвы. Презентация к уроку. Автор-составитель: Виноградова Людмила Ивановна, учитель биологии и экологии, высшая квалификационная категория. МОУ СОШ 8 г. Иваново.
Роль организмов в образовании почвы.
Цель:
Знакомство с ролью организмов в образовании почвы.
Гипотеза: Если человек будет бережно относиться к почвенным организмам, сможет ли он сохранить созданное ими плодородие почвы?
Задачи:
Познакомиться с обитателями почвы.
Задачи:
познакомиться с ролью обитателей почвы в образовании плодородного слоя Земли.
Задачи:
Познакомиться с влиянием человеческой деятельности на почвы.
Ход исследования: Распределение на исследовательские группы. Часть 1 Знакомство каждой группы с информационным листом для исследования. Определение лидера и распределение заданий для членов группы. Проведение исследований. Обсуждение в группе проведенных исследований. Часть 2 Получение новых знаний. О почвах Ивановской области. О полезных ископаемых Ивановской области. О животных-землероях (на примере крота), которые сохраняют плодородие почв. Об использовании человеком почв. Сделать выводы. Подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Роль организмов в образовании почвы. 3. деятельность 2. местообитание 1. обитатели грибыЖивотныерастенияпростейшиебактерии
Правило С.Н.Виноградского( ). Изучал почвенное микробное сообщество,которое разделил на две группы: 1. типичных (всегда и везде встречающихся); 2.атипичных (встречающихся только при увеличение органической массы в почве). «Для каждого природного вещества есть микроорганизмы, способные его разложить». «Для каждого природного вещества есть микроорганизмы, способные его разложить».
Карта почв Ивановской области.
Полезные ископаемые Ивановской области.
Заполнение контурной карты.
Животные – землерои. Крот
Схема «Сохранение плодородия почв». Роль организмов в поддержании плодородия почв
Схема «Сохранение плодородия почв». Роль организмов в поддержании плодородия почв Переворачивание слоев почвы Обогащение кислородом Переработка органических остатков Поступление водыв почву
Использование человеком почв.
Распашка земель для получения продовольствия. Постройка городов Взрывы (добыча полезных ископаемых). Борьба с вредителями ( внесение избытка удобрений). Строительство дорог. Осушение земель.
Сохранение почв. Изучение природных законов возобновления плодородного слоя почв. Развитие ландшафтной экологии. Посадка растений. Рациональное природопользование. Развитие ценностного отношения к родной земле.
Выводы: Разнообразные представители царств живой природы участвуют в процессе образования почв. Организмы в процессе своей жизнедеятельности создали плодородный слой Земли. Организмы создали полезные ископаемые: торф, нефть, каменный уголь, известняк и др. Организмы в процессе жизни постоянно поддерживают плодородие почв: переворачивают слои, насыщают кислородом, доставляют влагу, создают перегной. Человек активно использует почвы- эта интенсивная эксплуатация может привести к потере плодородного слоя Земли. Человек должен заботиться о животных – землероях, которые помогут сохранить плодородие. С.Н.Виноградский сделал открытие в пользу микроорганизмов. Человечеству нужно приложить усилия для сохранения почв.
Гипотеза: Если человек будет бережно относиться к почвенным организмам, сможет ли он сохранить созданное ими плодородие почвы?
Сравнение полученных результатов с выдвинутой гипотезой. Выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась в ходе исследования.
Рефлексия. Что мы узнали нового для себя? Что мы можем использовать для себя?
Рефлексия. Очень интересно Интересно Не очень интересно Совсем неинтересно
Домашнее задание. П. 23 учебного пособия. Информационный листок и таблицы можно использовать при написании сочинения: «Как я стараюсь сохранять плодородие почв, отдыхая на природе?»
Спасибо за внимание!