Современный классный час Матвеева Наталья Васильевна, классный руководитель 4а класса
Классный час – основной компонент системы работы классного руководителя «В воспитании всё дело в том, кто воспитывает» Д.И.Писарев
Классный час Гибкая по составу форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов
Цель: развивать творческие способности детей; способствовать формированию благоприятной эмоционально- психологической атмосферы в коллективе; воспитывать толерантность по отношению к окружающим людям; развивать память, внимание, расширять кругозор учащихся
Задачи: 1. обогащение учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике; 2. усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности; 3. формирование и развитие эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений; личности ребёнка; 4. содействие проявлению и развитию личностного потенциала учащегося, его творческих и других способностей; 5. формирование и развитие классного коллектива
Основные компоненты классного часа Компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно-ориентированный классный час ЦелевойНаправленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения Целевые установки связаны прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становлением уникального образа жизнедеятельности каждого ребёнка
Основные компоненты классного часа Компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно-ориентированный классный час Содержатель ный Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях эту роль выполняют члены ученического самоуправления Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности. Классный руководитель совместно с учащимися и (если это необходимо) родителями определяет тему и содержание классного часа
Основные компоненты классного часа Компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно-ориентированный классный час Организационно- деятельностный Главным, и часто единственным, организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы. Совместная деятельность жёстко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с планом классного часа Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нём совместной деятельности. Педагог совместно с учащимися создаёт ситуацию выбора и успеха как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия
Основные компоненты классного часа Компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно-ориентированный классный час Оценочно- аналитический При анализе и оценке классного часа внимание обращается на объём, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность её изложения, качество её усвоения учащимися. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребёнка на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность участников
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КЛАССНОГО ЧАСА Просветительная функция - заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся из этики, эстетики, психологи, не нашедших отражения в учебных программах. Эту функцию классного часа называют «ознакомление с миром». Ориентирующая функция – заключается в формировании у учащихся определённых отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них материальных и духовных ценностей. Направляющая функция – помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность (на их поведение, на выбор жизненного пути)
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ Рассказ - в ходе которого освещается определённый фактический материал. Необходимо по ходу повествования передавать определённое отношение к событиям и их героям с помощью интонации, лексических и мимических средств. Анкетирование и анализ его результатов – это переходный этап от информационного метода к дискуссионному. Беседа за круглым столом. На классный час подготавливается материал самостоятельно по объявленной теме. Обсуждение конкретных событий общественной и школьной жизни. Организуется в том случае, где необходимо сформировать определённое к нему отношение. Встречи с произведениями искусства. Расширение кругозора с элементами художественно-творческой деятельности самих учащихся: они поют, читают стихи, демонстрируют свои поделки, рисунки
Алгоритм подготовки и проведения классного часа Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год. Уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. Выбор цели, содержания, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий. Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа. Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа. Психологическая подготовка учащихся. Они должны ожидать классный час, настроиться на важный и серьёзный разговор. Настрой создаётся начиная с момента оповещения учащихся о предстоящем классном часе. Проведение классного часа. Анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа
СТРУКТУРА КЛАССНОГО ЧАСА Вступительная часть (5мин.) Мобилизовать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме беседы, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека. Основная (содержательная) часть (30мин) Назначение основной части определяется воспитательной задачей классного часа. Заключительная часть (10мин) Может быть больше по времени, если разговор перешёл в русло практических дел класса, но не более 10 минут, чтобы не затмить впечатления от основного содержания классного часа. Рефлексия (5 мин)
Формы проведения классного часа Дискуссионные формы Диспут Дискуссия Конференция Круглый стол Гостиная Лекторий
Литературная гостиная в районной библиотеке
Диспут «Зачем нужны сказки?»
Профилактические лектории
Формы проведения классного часа Формы состязательного характера Конкурс Викторина КВН Смотр Презентация Турнир
Весёлые старты
Смотр отрядов ЮИД
КВН
Турнир знатоков математики
Шахматный турнир
Кубок Чистоты и Порядка
Формы проведения классного часа Творческие формы Праздник Фестиваль Выставка Устный журнал Концерт Спектакль
Скоро выступать
Фольклорный праздник
Фестиваль «Сказки живут на Урале»
Фестиваль кулинарного искусства в ЮУРГУ
Кукольный театр
Наша сказка
Классный час в школьном музее
Мы творим
Формы проведения классного часа Игровые формы Ролевые игры Интеллектуальные игры Форма психологического просвещения Форма работы вне школы
Ролевая игра
Интеллектуальная игра
Кинотеатр «Мир»
Мы путешествуем
Музей
Результаты Повышение эмоционального уровня учащихся, который включает в себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия. Изменения уровня развития самосознания, преображение у них определенных мнений, установок, стереотипов, представлений о школе, ориентирование на успех; проявление позиций: я нравлюсь, я способен, я значу. Появление умения подчинять свое поведение целому ряду поставленных целей и задач, независимо от мнения окружения в соответствии с требованиями педагогов. Развитие личности учащихся во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, поведенческой, эмоциональной, личностной, в сфере общения и взаимоотношений
Советы по организации классного часа Содержание классных часов строится: предметная информация, оценка – к развёрнутым суждениям. Классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за их вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить острый вопрос. Количество затраченного на классный час времени зависит от темы часа, его цели, предполагаемого результата, возраста участников классного часа, формы его проведения, ситуации жизни и развития классного коллектива. Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой. Ребятам рекомендуется назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Каждому учащемуся дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то для него интересен