© R.F.Noskova, МОУ Спешковская СОШ, Пермский край, 2009 Роль интеллектуальной игры в руководстве чтением подростков
Многие сегодняшние методы руководства чтением изживают себя Читатели неохотно идут на контакт с библиотекарем во время традиционных бесед, читательских конференций, обсуждений. При помощи внедрения элементов игры можно обновить и оживить привычные формы руководства чтением. Это будет реальный вклад в воспитание подростка как творческой личности.
Данные современной психологии и педагогики свидетельствуют о том, что наиболее интенсивное развитие личности школьники происходит не на уроке, а в сфере свободного общения, досуга, труда, любимых занятий и игры. Это положение важно и для воспитательного процесса в условиях библиотеки. Игра может стать средством, с помощью которого можно усовершенствовать процесс руководства чтением
Игра подросткам необходима Игра это ведущий вид деятельности детей, однако она не утрачивает своего значения на протяжении всей жизни человека, меняются лишь формы игры и соотношение ее с другими видами деятельности. Подростков привлекает в игре возможность проявить свои личные качества. Именно это и делает игру могучим средством социализации школьника, приобщения его к нормам и ценностям общества.
Современные дети не всегда способны самостоятельно организовать коллективные игры, но с большим энтузиазмом включаются в игры, организаторами и инициаторами которых являются взрослые. Взрослые должны знать игры, уметь увлечь ими подростков
Библиотечно-библиографические игры Интенсифицировать процесс индивидуального руководства чтением помогает и настольно-печатный материал: викторины, литературное лото, плакаты типа «Одноименное произведение», «Кто автор?»; географическая карта-игра «Где это происходило?»; игры- путешествия, игра «Восстанови текст» или «Ералаш», но…
Лучшим видом игры является игра-соревнование Во-первых, во всяком соревновании важно выиграть. Если выиграть можно, только подчиняясь правилам, то выполнение этих правил становится для подростков не только оправданным и понятным, но и приятным. Во-вторых, играющие сами следят за тем, чтобы правила игры не нарушались иначе игра не получится. Это дисциплинирует детей, ненавязчиво приучает их подчиняться общепринятым правилам и законам.
И учёба, и игра Несмотря на то, что игра привлекательнее учебы, она не всегда легче и требует не меньше внимания и целеустремленности. Игра может изменить отношение человека к себе и другим, его психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе. Она развивает те же самые способности, которые необходимы в учебе и другой серьезной деятельности.
И работа, и игра 1. «В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли... Игра без усилия, без активной деятельности всегда плохая игра». 2. «Игра доставляет ребенку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа». 3. «В игре есть такая же большая ответственность, как в работе…» А.С.Макаренко
Поверим и проверим Внедрение игры, как одного из действенных методов руководства чтением, позволит поднять его эффективность и поможет активизировать творческие возможности читателей.
Список использованной литературы 1. Актуальные вопросы библиотечной работы. М., Аникеева Н.М. Воспитание игрой. М., Граник Г.Г и др. Когда книга учит. М., Игры – обучение, тренинг, досуг… П/р В.В. Петрусинского. М., Мур Л.П. Вы умнее, чем вы думаете. Мн., Минскин Е.М. От игры к знаниям. М., Пунский В.О. Азбука учебного труда. М., Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, 1996.