ПОКОЛЕНИЕ «ИГРЕКОВ» И «ЗЕТОВ»: ИНТЕРНЕТ-РИСКИ И ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ Солдатова Г.В. член-корр. РАО, доктор псих. наук, директор Фонда Развития Интернет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационная безопасность детей в использовании Интернет-ресурсов. Классификация Интернет-угроз.
Advertisements

ИНТЕРНЕТ – ПРИВЫЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
ЛИНИЯ ПОМОЩИ «Дети онлайн» – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ С ИНТЕРНЕТ-РИСКАМИ Солдатова Г.В., директор Фонда Развития Интернет,
ДЕТИ РОССИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК ОСВАИВАЕТ ИНТЕРНЕТ? 8-10 лет* *Здесь и далее использованы результаты исследования.
L/O/G/O Контентные риски Материалы для родителей.
Интернет-риски Как защитить ребенка от столкновения с вредоносной информацией в сети? Как научить его справляться с последствиями таких встреч? Лешкович.
Сеть может быть опасна: в ней появилась своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Виртуальность общения предоставляет.
Чернов Д. А., МБОУ « Карачуринская ООШ » Чебоксарского района.
Безопасность ребенка в интернет: что могут сделать взрослые? Родительское собрание.
О ПАСНОСТИ, ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Кафедра педагогики и дополнительного образования Краснодар 2011 год.
Презентация к уроку по теме: Интернет среди нас
Б ЕЗОПАСНОСТЬ В И НТЕРНЕТЕ. Особенности поведения детей во время Интернет сессий, в зависимости от возраста Дети до 6-7 лет. Время первого знакомства.
Дети в Интернете презентация для родителей. Интернет? Да! Первое место среди самых популярных современных инноваций занимает Интернет. Сегодня все больше.
Зона риска (Безопасность детей в Интернете). Многие наши дети живут в огромной вселенной – Интернет. Это новый мир, в который мы не всегда имеем доступ.
Безопасность ребенка в сети Интернет родительское собрание.
Интернет и дети МОУ «Тверской лицей» Выполнила Сабурова Ольга Тверь, 2013 Руководитель Соодла Е.Г.
Роль современной семьи в процессе медиапользования детей Пестяковская МСОШ, уч.год Автор - ЗД по ВР Зюма Т.А.
Безопасность детей в сети Интернет. Интернет-зависимость Интернет-зависимость – навязчивая потребность в использовании Интернета.
Рекомендации по использованию сети Интернет. Виртуальная реальность, как и любое пространство, обладает своими плюсами и минусами. Существование кибер-опасностей.
г.Москва, Большой Головин п-к, д.23 Солдатова Г.В., Директор Фонда Развития Интернет, д.пс.н., профессор Серегина В.В., координатор.
Транксрипт:

ПОКОЛЕНИЕ «ИГРЕКОВ» И «ЗЕТОВ»: ИНТЕРНЕТ-РИСКИ И ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ Солдатова Г.В. член-корр. РАО, доктор псих. наук, директор Фонда Развития Интернет

Цифровое поколение: какие они? Нэйл Хоув, Уильям Штраус Поведение человека зависит от тех условий, в которых он жил и воспитывался до лет. В этом возрасте формируется система ценностей на всю жизнь. Поколение Х ( гг.) Поколение Y ( гг.) Поколение Z (с 2001 г.)

ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ: КАКИЕ ОНИ? РОДИТЕЛИ ДЕТИ

25 самых успешных молодых предпринимателей России Александр Агапитов 27 лет Xsolla Павел Дуров 28 лет «ВКонтакте» Вячеслав Мирилашвили 28 лет «ВКонтакте» Лев Левиев 28 лет «Вконтакте» 44% – представители поколения X Сергей Фаге 26 лет «Островок» Всеволод Страх 24 года «Сотмаркет»

ПОКОЛЕНИЕ Z: ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО Запоминают не содержание информации, а место, где находится информация Удержание внимания сократилось в десятки раз Клиповое сознание и мышление Многозадачность

ИНТЕРНЕТ – ПРИВЫЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ Бэби- бумеры Х У ? Z «Нам нечему у вас учиться!!»

ФАКТОРЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ РИСК НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНТЕРНЕТА НА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: Доступность Интерактивность Анонимность Трансграничность Вневременность Свобода выбора Возросшее значение отдельного индивидуума

ЗНАЮТ ЛИ РОДИТЕЛИ?

Типы онлайн-рисков Контентные риски Коммуникационные риски Технические риски Потребительские риски Интернет-зависимость

КОММУНИКАЦИОННЫЕ РИСКИ связаны с межличностными отношениями интернет- пользователей и включают в себя незаконные контакты, киберпреследования, киберунижения и др. Для подобных целей используются чаты, онлайн-мессенджеры, социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д.

ОБЩЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ

ОБЩЕНИЕ В СЕТИ В МИРОВЫХ МАСШТАБАХ Крупнейшая социальная сеть в мире Facebook насчитывает 1 млрд пользователей, 500 тыс. заходят ежедневно Количество пользователей социальной сети "ВКонтакте" превышает 140 млн человек, при этом ежедневно на ее сайт заходят более 38 млн пользователей В мире насчитывается около 200 млн блогов, каждый месяц появляется 3 млн новых блогов Каждую секунду публикуется 750 сообщений в Twitter Каждую секунду 8 человек на планете становятся частью какой-либо из существующих социальных сетей 80% пользователей доверяют мнению своих онлайн-друзей больше, чем своим реальным товарищам

ЧТО ДАЕТ ОБЩЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ? Самопрезентация Формирование и поддержание отношений Управление личной сетью контактов o Агрессия в интернете (троллинг, кибербуллинг) o Общение с незнакомцами o Незаконные контакты (груминг) Риски при общении в интернете:

АГРЕССИЯ В ИНТЕРНЕТЕ Кибербуллинг – агрессивное, умышленное действие, совершаемое группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющееся неоднократно и продолжительное во времени в отношении жертвы, которой трудно защитить себя. Троллинг - вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающийся в виде проявления различных форм провокативного агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения.

23% российских детей являются жертвами буллинга В Европе 19% детей признались, что сталкивались с буллингом Пятая часть детей подвергается буллингу чаще 1 раза в неделю Основная возрастная группа жертв – лет АГРЕССИЯ В ИНТЕРНЕТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ*

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕРТВ БУЛЛИНГА: Пугливы Чувствительны Замкнуты и застенчивы Тревожны, неуверены в себе Несчастны Склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве Не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются с взрослыми, нежели со сверстниками Мальчики могут быть физически слабее своих ровесников.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Объясните детям, что при общении в интернете нужно быть дружелюбным – читать грубости так же неприятно, как и слышать. Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых вашего ребенка подвергается буллингу, сообщите об этом классному руководителю – необходимо принять меры по защите ребенка. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Лучший способ испортить хулигану его выходку – полный «игнор». Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнет поступать агрессия или угрозы. Убедитесь, что оскорбления из сети не перешли в реальную жизнь. Помогите ребенку найти выход из ситуации – заблокировать обидчика, написать жалобу модератору, потребовать удаление странички.

ОБЩЕНИЕ С НЕЗНАКОМЦАМИ * Результаты исследования «Дети России онлайн» в рамках проекта EU Kids Online II

ГРУМИНГ Общение между взрослыми и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Будьте в курсе, с кем ребенок общается в сети. Объясните ребенку, что нельзя разглашать в интернете информацию личного характера, пересылать виртуальным знакомым свои фотографии или видео. Объясните ребенку опасность встречи с незнакомыми людьми из интернета. На реальную встречу с интернет- другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых. Объясните ребенку, что в интернете тема любви часто представляется в неправильной, вульгарной форме. - Торопитесь стать «другом» в социальных сетях

КОНТЕНТНЫЕ РИСКИ материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую, расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

Интернет – это 645 млн. сайтов (около 200 млн. – посещаемые) и более 8 млрд. страниц В конце 2011 г. общий объем информации в мировой сети составлял около 1,8 зеттабайта (1 зеттабайт = 1 млрд. гигабайтов) Каждый день в интернете появляется новая информация, сравнимая с размером небольшой библиотеки Рунет – зоны доменов.ru,.su и.рф – больше 4,6 млн. сайтов Объемы информации в интернете

Сайты с содержанием, созданным пользователями – Википедия, блоги и сайты для размещения изображений и видеопродукции Сайты общения и социальные сети – личные профили, могут содержать как персональные данные, так и фотографии и видеоматериалы, музыкальные записи и ссылки материалы других пользователей Виртуальные миры – участники выбирают, настраивают или создают персонажей, которые могут взаимодействовать между собой Онлайн-игры – в процессе общения пользователей создаются уникальные «игровые миры» Распространение информации в интернете Сегодня пользователи сами создают и распространяют свой собственный контент с помощью технологий WEB 2.0.

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕГАТИВНОГО КОНТЕНТА В ИНТЕРНЕТЕ Противозаконный контент: o Детская порнография o Пропаганда наркотиков o Расовая и религиозная ненависть, экстремизм o Пропаганда суицида Вредоносный, но не запрещенный контент: o Сексуальный контент o Материалы, содержащие насилие, агрессию, убийства, жестокость o Пропаганда нездорового образа жизни o Оскорбительный, унижающий контент o Нецензурная лексика

КАКИЕ ВЕЩИ РАССТРАИВАЮТ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ Каждый четвертый ребенок (26%) сталкивался в интернете с чем-то, из-за чего почувствовал себя неловко, огорчился или подумал, что лучше бы ему этого было не видеть.

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Возможности открытого самовыражения для любых пользователей Активное поощрение любых способов самовыражения, в том числе агрессивных и антиобщественных Неформальное наставничество: передача опыта от завсегдатаев новичкам Вера в значимость участия Ощущение сопричастности при оценке творчества других пользователей

ИНТЕРНЕТ ЛИДИРУЕТ В СЕКСУАЛЬНОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Около 40% школьников сталкивались с изображениями сексуального характера в сети. Каждый шестой ребенок расстраивается из-за столкновения с изображениями сексуального характера. Грань между общедозволенными развлечениями и порнографией все больше стирается.

Важно понимать, из-за чего произошла встреча ребенка с нежелательными материалами: из-за того, что ребенок целенаправленно «полез» на «взрослый» сайт или же это случайное столкновение. В чем причина?

КОНТЕНТ, СПОСОБНЫЙ НАНЕСТИ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ С подобными сайтами сталкивался практически каждый второй российский школьник лет.

САЙТЫ, ПРОПАГАНДИРУЮЩИЕ ЧРЕЗМЕРНОЕ ПОХУДЕНИЕ Девочки сталкиваются с подобной информацией значимо чаще, чем мальчики. Их интерес резко возрастает с началом подросткового возраста.

ПОСЕЩЕНИЕ САЙТОВ, ГДЕ ОПИСЫВАЮТСЯ СПОСОБЫ НАНЕСЕНИЯ СЕБЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВРЕДА И БОЛИ Опасными играми, например, такими как «собачий кайф», увлекаются в основном подростки 12–15 лет. Они регулярно посещают тематические интернет- порталы.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Используйте технические средства ограничения доступа: родительский контроль, контентная фильтрация, настройки безопасного поиска Расскажите ребенку о негативной информации в сети. Покажите, как действовать при столкновении с запрещенными сайтами, куда обратиться. Следите за активностью ребенка в сети, проверяйте сайты, которые он посещает. Поддерживайте доверительные отношения с ребенком. Приучите его рассказывать о том, что происхо- дило за день в интернете, обсуждайте это.

ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСКИ кибердеятельность по отношению к пользователю, которая включает в себя: вирусную атаку, спамминг, взлом страниц, онлайн-мошенничество и т.д.

С ЧЕМ СТАЛКИВАЮТСЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ? Около 30 % всех обращений на Линию помощи «Дети онлайн» касаются технических рисков

«ВАШ КОМПЬЮТЕР ЗАБЛОКИРОВАН. ОТПРАВЬТЕ СМС НА НОМЕР…»

ОПАСНЫЕ ССЫЛКИ С помощью подобных методов происходит распространение вредоносных программ, реклама товаров и сайтов, которые содержат запрещенные препараты или поддельную продукцию

ФИШИНГ: ЛОВИСЬ РЫБКА БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ… Фишинговые сайты выглядят как настоящие. Они воруют информацию, которую пользователь вводит при покупке: банковские реквизиты, пароли, коды и отправяют их мошенникам. Так выглядит фишинговый сайт Сбербанка (англ. phishing, от fishing рыбная ловля, выуживание) вид интернет- мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей англ. логинам и паролям.

БЕЗОПАСНОСТЬ = Личная бдительность Технические средства + Не скачивайте файлы, присланные незнакомыми Отключите автозапуск переносных устройств Регулярно делайте резервные копии своих данных Используйте разные и сложные пароли Установите антивирус, регулярно обновляйте его Периодически проверяйте электронные устройства антивирусом Используйте учетную запись гостя при повседневной работе за компьютером

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РИСКИ Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные подделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, угроза хищения персональной информации с целью кибермошенничества и т.д.

Суммарный оборот интернет-магазинов в России за 2011 год составил 244,6 млрд рублей

ЧТО МОЖНО КУПИТЬ В ИНТЕРНЕТЕ? В интернете можно купить почти все. В том числе: o Наркотики и их разрешенные аналоги (соли и курительные смеси) o Оружие o Лекарства, отпускаемые только по рецепту o Алкоголь o Дипломы ВУЗов, водительское удостоверение, медицинские справки o Сексуальные услуги Особенно велик риск приобретения подобных товаров детьми и подростками!

В каких ситуациях можно потерять деньги в результате мошенничества в интернете? 1. Покупки через интернет 2. Заработок через интернет 3. Интернет-банкинг

ПОКУПАЯ В ИНТЕРНЕТЕ, МЫ РИСКУЕМ… 1. Купить некачественный товар 2. Оплатить, но не получить 3. Потерять деньги, попав на фишинговые сайты

КАК МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ СЕБЕ АВТОРОВ НИГЕРИЙСКИХ ПИСЕМ? «Мой клиент, его жена и два ребенка были вовлечены в дорожное происшествие. К сожалению, все погибли... Все, чего я требую, это ваша искренняя кооперация чтобы завершить эту сделку.» «Моя мать умерла, когда я была еще девочкой, и с тех пор отец относил ко мне особенно... Сейчас я ищу счет за границей, куда можно перевести эти деньги...»

ГРУППА РУССКИХ КИБЕРМОШЕННИКОВ, ОБЪЯВЛЕННАЯ ВО ВСЕМИРНЫЙ РОЗЫСК

ПОЧЕМУ МОШЕННИКАМ ЭТО УДАЕТСЯ? Каждый день в интернете появляются новички Мошенники в интернете часто остаются неопознанными и безнаказанными Мошенникам легко обманывать детей и подростков в силу их беспечности, доверчивости, низкой осведомленности о рисках

ЧТО ДЕЛАТЬ? Совершайте покупки в интернете вместе. Позвоните менеджеру, почитайте отзывы об интернет-магазине Избегайте совершать покупки по предоплате Не разрешайте ребенку оплачивать покупки в интернете вашими банковскими картами, вводить какую-либо информацию о карте (номер, пин-код, CVV-CVC коды и пр.) Избегайте того, чтобы у ребенка на счету сотового телефона находилась значительная сумма денег. Объясните ему, что никогда нельзя отправлять смс на короткие номера и оставлять на сомнительных сайтах номер телефона. Обсудите с ребенком принципы мошенничества, проговорите правила безопасности и способы защиты.

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ навязчивое желание войти в интернет, находясь офлайн и неспособность выйти из интернета, будучи онлайн

ЧТО ДУМАЮТ ОБ ИНТЕРНЕТ- ЗАВИСИМОСТИ РОДИТЕЛИ:

ЧТО ДУМАЮТ ОБ ИНТЕРНЕТ- ЗАВИСИМОСТИ ПСИХОЛОГИ И ПСИХИАТРЫ Интернет- зависимость является психическим расстройством. Данное решение будет закреплено в Международной энциклопедии «Diagnostic and Statistical Manual for Mental Disorders» («Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам»), издание которой назначено на май 2013 года.

ПРИЗНАКИ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ Нежелание отвлечься от работы в интернете Досада и раздражение при вынужденных отвлечениях Склонность забывать, находясь в интернете, о важных физиологических потребностях и личных делах Навязчивые размышления об интернете Постоянно увеличивающееся время нахождения в интернете Готовность тратить все больше денег для работы в интернете Склонность врать, преуменьшая время работы в интернете

ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ (ГЕЙМИНГ) форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми. Признаки игровой зависимости: o Игрок готов играть ежедневно и неограниченное время. Играет всегда, когда есть время o Длительности игрового дня постепенно увеличивается. o Полная утрата контроля над своим состоянием и своего игрового поведения o Неадекватная, субъектно-пристрастная оценка игровой ситуации

КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ ШКОЛЬНИК НЕ МОЖЕТ СОКРАТИТЬ ВРЕМЯ, ПРОВОДИМОЕ В ИНТЕРНЕТЕ

КТО ВХОДИТ В ГРУППУ РИСКА? - испытывающие трудности в реальном общении, - стремящиеся к уходу от реальной жизни, - склонные к ненормативному поведению.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ Оцените сколько времени ваш ребенок проводит в сети Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в интернете. Понаблюдайте за сменой настроения и поведения вашего ребенка после выхода в интернет. Поговорите со школьным психологом и классным руководителем о поведении вашего ребенка

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЗАВИСИМОСТЬ ЕСТЬ? Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, беспокоит ли его данная ситуация. Установите регламент пользования интернетом Ограничьте возможность доступа к интернету только одним общим компьютером Попросите ребенка в течении недели подробно записывать, на что тратиться время, проводимое в интернете. Предложите ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его увлечь В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту

Линия помощи «дети онлайн» Служба телефонного и онлайн консультирования по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. Для… o детей и подростков o родителей o педагогов Партнеры проекта: o ОАО МГТС o ОАО МТС o МГУ имени М.В. Ломоносова o Федеральный институт развития образования МОН РФ

Спасибо за внимание! Звоните: Пишите: Все о полезном и безопасном интернете на сайте

© Фонд Развития Интернет В презентации представлены данные исследований Фонда за 2010 – 2012 гг.