Лекция Автор доц.Киреева Н.Н.. Понятие Способности –это такая совокупность (врождённых и приобретенных) индивидуально-психологических функциональных свойств,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План: 1.Понятие о способности. 2.Способности и деятельность. 3.Формирование способностей. 4.Развитие природных задатков. 5.Ти п ы способностей: учебные,
Advertisements

Способности как проявление индивидуального в психике. Тамаев Якуб
Система работы. . Основные понятия Способности – такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой - либо одной.
Палитра способностей. Способности – это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься.
Способности План: Понятие о способности. Способности и деятельность. Формирование способностей. Развитие природных задатков. Типы способностей: учебные,
«ОДАРЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ,ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»
СПОСОБНОСТИ. Шчаслiвы той, хто знайшоў сваю справу; няхай ён не шукае iншага шчасця. У яго ёсць справа i мэта жыцця... Карлейль.
Проблема способностей в современной психологии: понятие, структура и подходы к типологии.
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
Сковородникова Н.С., учитель первой категории, МОУ «СОШ 29 г.Орска» Орск 2010 год.
ОДАРЕННОСТЬ Федорова Ч. П. ОГБОУ СПО БПК им. Д. Банзарова ОДАРЕННОСТЬ Федорова Ч. П. ОГБОУ СПО БПК им. Д. Банзарова.
Одаренность, талант, гениальность ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ.
ЛУШНИКОВА О.А. Развитие творческих способностей обучающихся в ГПД.
Организация работы со способными детьми ШМО классных руководителей заседание г.
Одаренность и способности Федорук М.Г.,учитель начальных классов (гимназия 4)
«Развитие способностей учащихся». Проблему развития способностей исследовали: психологи - Л.С. Выготский, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Лук, Н.С.
Профессиональное самоопределение для учащихся 9 класса Составитель: учитель технологии филиал МОУ СОШ 17 – СОШ 3 г. Карталы Ильина Н.Г.
ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов : интеллектуальная.
Творчество может рассматриваться двояко: как компонент какой-либо деятельности и как самостоятельная деятельность. Когда творчество направлено на поиск.
8 класс Профессиональные интересы и склонности. Способности и условия их проявления.
Транксрипт:

Лекция Автор доц.Киреева Н.Н.

Понятие Способности –это такая совокупность (врождённых и приобретенных) индивидуально-психологических функциональных свойств, которая позволяет при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, существенно важными для данной продуктивной деятельности, и является внутренним условием её успешного выполнения.

Три признака способностей ( по Б.М.Теплову): 1. Способности – это индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого. 2. Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности. 3. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.

Определение способностей В.Д.Шадрикова Способности – свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющихся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических свойств. Индивидуальная мера выраженности – производительность, качество, надёжность.

Основанием развития способностей являются задатки. Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо- физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу формирования и развития способностей. Задатки неспецифичны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, педагогом, композитором и т.д.

Успешность выполнения какой-либо деятельности определяется сочетанием различных способностей. «Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой- нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. (Б.М.Теплов)

Способности существуют в постоянном процессе развития Уровни развития способностей: Одаренность – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельностью. Талант – высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, художественных, литературных, математических и т.д.) Гениальность – высший уровень развития способностей.

Виды способностей

Общие способности, определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, творческие способности и т.д.). Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют одаренностью. Специальные способности, определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга.

Формула способностей Объективная Способность - продуктивность/«цена» Субъективная Способность – успешность/трудность

Неспособных людей нет! Есть люди активные и пассивные Есть люди трудолюбивые и ленивые Всё можно и нужно развивать!

Спасибо за внимание!

Интеллект (Векслер) – это общая способность человека Рационально мыслить Целесообразно действовать Эффективно функционировать в социальной среде

КЛАССИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТА ПО Д. ВЕКСЛЕРУ IQ Уровень интеллекта Процент проявления 130 и выше Очень высокий интеллект Высокий интеллект «Отличная норма» Уровень большинства лиц Сниженная норма Пограничный класс и ниже Умственный дефект 2.2

Дж. Гилфорд в начале 50-х годов выделил 4 характеристи ки креативности : 1. беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени 2. гибкость мысли, способность переключаться с одной идеи на другую 3. оригинальность, способность производить идеи, отличные от стандартных. 4. способность к разработке гипотезы

Измерение способностей

Примеры заданий. 1. (Квадрат 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек.). 4. (Квадрат 6). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 сек.). 5. (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.). Методика "Интеллектуальная лабильность"

ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА.

ЛИТЕРАТУРА: 1.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. Общая, социальная и юридическаяпсихология.–М., Общая психология под ред. В.В.Богославского, А.Г. Ковалева, А.А.Степанова.-М., Психология. Словарь. Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М., Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб., Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М., Р.С. Немов. Психология.-М.,1990.