Лекция Автор доц.Киреева Н.Н.
Понятие Способности –это такая совокупность (врождённых и приобретенных) индивидуально-психологических функциональных свойств, которая позволяет при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, существенно важными для данной продуктивной деятельности, и является внутренним условием её успешного выполнения.
Три признака способностей ( по Б.М.Теплову): 1. Способности – это индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого. 2. Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности. 3. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.
Определение способностей В.Д.Шадрикова Способности – свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющихся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических свойств. Индивидуальная мера выраженности – производительность, качество, надёжность.
Основанием развития способностей являются задатки. Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо- физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу формирования и развития способностей. Задатки неспецифичны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, педагогом, композитором и т.д.
Успешность выполнения какой-либо деятельности определяется сочетанием различных способностей. «Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой- нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. (Б.М.Теплов)
Способности существуют в постоянном процессе развития Уровни развития способностей: Одаренность – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельностью. Талант – высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, художественных, литературных, математических и т.д.) Гениальность – высший уровень развития способностей.
Виды способностей
Общие способности, определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, творческие способности и т.д.). Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют одаренностью. Специальные способности, определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга.
Формула способностей Объективная Способность - продуктивность/«цена» Субъективная Способность – успешность/трудность
Неспособных людей нет! Есть люди активные и пассивные Есть люди трудолюбивые и ленивые Всё можно и нужно развивать!
Спасибо за внимание!
Интеллект (Векслер) – это общая способность человека Рационально мыслить Целесообразно действовать Эффективно функционировать в социальной среде
КЛАССИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТА ПО Д. ВЕКСЛЕРУ IQ Уровень интеллекта Процент проявления 130 и выше Очень высокий интеллект Высокий интеллект «Отличная норма» Уровень большинства лиц Сниженная норма Пограничный класс и ниже Умственный дефект 2.2
Дж. Гилфорд в начале 50-х годов выделил 4 характеристи ки креативности : 1. беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени 2. гибкость мысли, способность переключаться с одной идеи на другую 3. оригинальность, способность производить идеи, отличные от стандартных. 4. способность к разработке гипотезы
Измерение способностей
Примеры заданий. 1. (Квадрат 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек.). 4. (Квадрат 6). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 сек.). 5. (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.). Методика "Интеллектуальная лабильность"
ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. Общая, социальная и юридическаяпсихология.–М., Общая психология под ред. В.В.Богославского, А.Г. Ковалева, А.А.Степанова.-М., Психология. Словарь. Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М., Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб., Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М., Р.С. Немов. Психология.-М.,1990.