Экспертиза психологической безопасности образовательной среды
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ направлена на созидание системы экспертизы психологической безопасности образовательной среды Цель – создание системы экспертизы психологической безопасности образовательной среды, апробация и внедрение её в практику работы школы. Задачи : 1.Создание диагностических материалов оценки образовательной среды по критерию психологической безопасности; 2.Выявление факторов, определяющих возникновение рисков в образовательной среде школы; 3.Анализ опыта педагогического коллектива по созданию системы психологической безопасности образовательной среды школы; 4.Разработка модели «Комплексная система экспертизы психологической безопасности образовательной среды» и программы её реализации в ГБОУ СОШ 235.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ – система взаимодействий педагогов и учащихся, реализующих психолого-педагогические установки, цели, методы, средства и формы организации учебного процесса, а также результативные характеристики связанного с этими взаимодействиями психического развития учащихся. Психолого-педагогические установки Цели, методы, средства и формы организации учебного процесса Результативные характеристики психологического развития учащихся
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ Угрозы, снижающие психологическую безопасность Неразвитость системы психологической помощи Эмоциональное выгорание педагогов Факторы педагогической безопасности Организационная стратегия развития школы Понимание возможностей и ресурсов среды Комфортность образовательной среды Защищенность от психологического насилия Факторы, повышающие психологическую безопасность Развивающий потенциал образовательной среды Согласованность влияний школы и семьи на личность ребенка Потребность в профессиональном развитии и повышении мотивации
КРИТЕРИИ экспертизы психологической безопасности образовательной среды Свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии Способствующее удовлетворению потребностей в личностно – доверительном общении Создающее референтную значимость среды Обеспечивающее психическое здоровье включенных в неё участников Психологическая безопасность образовательной среды – состояние: Критериями экспертизы психологической безопасности образовательной среды выступают Качество межличностных отношений Комфортность образовательной среды Защищенность от психологического насилия Удовлетворенность образовательной средой
Модель психологической безопасности образовательной среды школы Безопасность среды Качество межличностных отношений Защищенность Удовлетворенность Комфортность
Основные направления экспертизы психологической безопасности образовательной среды Качество межличностных отношений: Позитивные факторы: Доверие Доброжелательность Принятие Толерантность Негативные факторы: Агрессивность Конфликтность Враждебность манипулятивность Защищенность в образовательной среде Рассматривается через оценку отсутствия психологического насилия во всех его видах и формах для всех участников образовательного пространства Комфортность в образовательной среде Рассматривается через оценку эмоций и чувств и доминирующие переживания в процессе взаимодействия взрослых и детей в образовательной среде школы Удовлетворенность образовательной средой Анализируется через возможности удовлетворения базовых потребностей ребенка: В помощи и поддержке В сохранении и повышении его самооценки В познании и в преобразующей деятельности В развитии способностей
Сотрудничество в процессе проведения гуманитарной экспертизы Парк «Фестивальный » Гимназические классы Профильные классы Общеобразо- вательные классы Музей космонавтики в Звездном городке Музей Васнецов а Библиотека 46 им. Грибоедова Библиотека им. Некрасова Московский фитнес фестиваль «Ф 2 » ВВЦ Международное движение «Педагоги за мир и взаимопонимание » ДЮЦ «Россия молодая» Детская музыкальная школа 47 Культурны й центр ВС МО РФ Историко- культурная образовательная программа «Сотрудничество » Гимназия 1 г. Таганрог
Диагностические методики экспертизы Опросник «качество межличностных отношений в коллективе класса» Опросник «Психологическая безопасность образовательной среды класса» Шкалы Доброжела тельность ТолерантностьКонфликтностьАгрессивностьВраждебностьМанипуляцияПринятиеДоверие Психологическая защищенность Психологическая комфортность Психологическая удовлетворенность образовательной средой
Основные мероприятия в рамках ГЭП ШКОЛА Проведение семинаров для учителей и классных руководителей Проведение педагогических советов: «Критерии и показатели психологической безопасности образовательной среды», «Работа учителя по созданию безопасного образовательного пространства урока» Мастер-класс «Психологическая безопасность пространства урока» ОКРУГ «Профилактика компьютерной зависимости школьника» «Эффективные приёмы и методы работы психолога с родителями» ГОРОД Научно-практические конференции: «Психологическая безопасность образовательной среды», «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды» Городской психолого-психологический консилиум «Здоровьесбережение и психологическая безопасность в деятельности педагога»
Продукты экспериментальной деятельности Методическая литература 1. Мониторинг психологической безопасности в ученическом коллективе класса (пособие для учителя) 2. Диагностика психологической безопасности образовательной среды в ученическом коллективе класса (рекомендации школьному психологу) 3. Статьи в информационный бюллетень ГЭП Элективные курсы Факультативный курс для учащихся 5-6 классов «Психологическая безопасность жизнедеятельности человека» Методики и технологии Технология организации гуманитарной экспертизы психологической безопасности в школе Авторские программы Программа педагогической мастерской «Библиотерапия как средство обеспечения психологической безопасности личности» (в стадии разработки)
Ожидаемые результаты ГЭП I.Паспорт психологической безопасности образовательной среды школы II.Технологическая карта организации и проведения «Гуманитарной экспертизы образовательной среды школы (класса)» III.Мастер-класс «Диагностика рисков и угроз психологической безопасности в образовательном учреждении» IV.Научно-методический материал в коллективную монографию МГППУ «Психологическая безопасность образовательной среды: моделирование и проектирование»