Суть и сущность инновационных практик реализации психологического здоровья педагогов Панова Н.В., к.п.н., доцент СПб АППО, руководитель проекта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критерии урока здоровьесберегающей направленности Автор: Поваляева Людмила Викторовна учитель физической культуры Муниципальное общеобразовательное учреждение.
Advertisements

Психологическая безопасность среды в детском оздоровительном лагере В.В. Ковров Центрэкстреннойпсихологической Помощи МГППУ.
Психологическая безопасность образовательной среды Концепция развития МОУ «СОШ 9» г.Балашова Саратовской области.
А) Санитарно-гигиенических: Свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, подходящие по росту парты, расположение слабовидящих учащихся.
Рекомендации по организации урока с позиции здоровьесбережения.
Проведение урока математики с позиции технологии здоровьесбережения. Костромина Татьяна Дмитриевна -руководитель ШМО учителей математики, информатики.
Критерии урока здоровьесберегающей направленности.
Технологии здоровьесбережения на уроках биологии (анализ урока). МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Выполнила: Л.А.Дроздова, учитель биологии МОУ СОШ 16 г.Воркуты.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Малинкина Раисья Сергеевна учитель французского языка Образование - высшее МГПИ им. Н.К.Крупской, факультет иностранных языков, 1987 г. Педагогический.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе») Материал подготовлен.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения Мамонтова Л. Г., учитель химии ГОУ Лицей 1523 Москва.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
Здоровьесберегающие технологии в школе МОУ « СОШ 61» Дорогова Е. Н. ( по материалам программы Шкель В. Ф.)
Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства.
Здоровьесберегающие технологии МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
Самоанализ урока с позиций здоровьесбережения (выступление на семинаре для молодых педагогов) Автор: Рыбкина Н.И., учитель русского языка и литературы.
Критерии урока здоровьесберегающей направленности Подготовила: учитель русского языка и литературы Емельянова Наталья Анатольевна.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДИЧЕСКАЯ УЧЕБА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Заведующая спортивно-массовым отделом Тунгусова О.Н. М УНИЦИПАЛЬНОЕ.
Транксрипт:

Суть и сущность инновационных практик реализации психологического здоровья педагогов Панова Н.В., к.п.н., доцент СПб АППО, руководитель проекта

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов» Всемирная организация здравоохранения

Концепция здоровьесбережения Здоровьсберегающее образование Здоровьесберегающе е обучение Цель Создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья обучающихся Обеспечение психического здоровья обучающихся Ресурсы Кадровые (личный пример педагогов в ЗОЖ);технологические, материально – технические, информационные Личный пример педагогов, использование специальных педагогических технологий, эффективных средств самооценки педагогов на уроке

Факторы риска в деятельности школы Фактор условий: освещение, размеры учебной мебели, вентиляцию учебных помещений - все, что подлежит гигиеническому нормированию.) Фактор нагрузки (учебной): в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года. Фактор взаимоотношений

Комплекс мер, позволяющих снизить влияние школьных факторов риска модернизация структуры и содержания образования, выделение в качестве приоритетной задачи школы сохранение и укрепление здоровья. разработка и включение в учебный процесс новых методик и технологий обучения на основе физиологических и психологических закономерностей. формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. изменение стандарта подготовки педагогов.

Рациональная организация учебного процесса соблюдение гигиенических норм и требований организации учебного процесса; адекватность методов и методик обучения; контроль инноваций; соблюдение требований к использованию ТСО; индивидуализация обучения; исключение из практики скоростных методик; насколько грамотно отобран материал к уроку.

Число видов учебной деятельности, используемых учителем: Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д.

Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.

Чередование видов преподавания не позже чем через минут.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это : методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

Благоприятный психологический климат на уроке заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально- смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.

Условия комфортности урока Санитарно-гигиенические: – Комфортный для человека уровень шума 10 дБ (Так журчит ручей и шумит листва). Обычный разговор «в спокойных тонах» это 40 дБ. 70 дБ это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия – Использование видеоэкранных средств обучения с учетом гигиенических правил

Условия комфортности урока Психологические: – Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении – Стимулирование мотивации на успешность в обучении – Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации

Основания для построения урока здоровьесберегающей направленности Гуманистическая основа (философия: выстраивание человеческих отношений) Психо-био-генная основа (принцип природосообразности) Социогенная основа (опора на базовые личностные качества)

Здоровьесберегающие компоненты на уроке Плотность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более 80% Темп завершения урока спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы Учитель комментирует домашнее задание (объем, «риски», «опасные места», наличие выбора) Система оценивания. Внимание! Стрессогенная ситуация. Три варианта оценивания: 1. Ученик (самооценка) 2. Ученик-ученик (взаимооценка) 3. Ученик-учитель (корректирующая оценка и договор на окончательную оценку)

Здоровьесберегающие образовательные технологии Качественная характеристика любой образовательной технологии, показывающая, насколько при ее реализации решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов Совокупность психолого-педагогических, методов, технологий, направленных на формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью, устранение или смягчение факторов, оказывающих вредное влияние на участников образовательного процесса

Задачи здоровьесбережения Задача-максимум: – Формирование потенциала здоровья, культуры здоровья, представления о здоровье как ценности, установки на ведение здорового образа жизни, привычки действенно и постоянно заботиться о своем здоровье Задача-минимум: – Выявление, смягчение или устранение факторов, оказывающих вредное воздействие на организм учащихся

Классификация факторов, оказывающих влияние на здоровье на уроке Гигиенические, средовые Организационно- педагогические Психолого- педагогические

Здоровьесбережение на уроке Гигиенические, средовые факторы: –О–Оптимизация учебного расписания –В–Выполнение требований СанПиНов (чистота, световой и воздушно- тепловой режим) –П–Посадка учащихся с учетом их роста и зрения –С–Систематический контроль за осанкой –Ф–Физкультминутки и паузы общего и специального воздействия –С–Соблюдение норм объема домашнего задания –К–Комфортность учебного кабинета

Организационно-педагогические факторы: –П–Планирование обоснованных с точки зрения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередования разных видов деятельности, фаз напряжения и «разрядки» –О–Оптимальное соотношение темпа и информационной насыщенности –А–Активные методы обучения –Р–Разнообразные формы организации познавательной деятельности –Д–Дифференцированный подход –С–Содержание учебного материала (по возможности)

Психолого-педагогические: –Познавательный интерес к предмету –Психологическое погружение учащихся в пространство урока на позитивной волне –Обеспечение фактора фиксации внимания учащихся в зоне устойчивой работоспособности –Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс –Приоритет методов самопознания и развития, свободы личности –Индивидуально-личностный подход –Многообразие методов и приемов мотивации и стимуляции –Стиль взаимоотношений (эмоционально- психологическая комфортность, сотрудничество, психологическая безопасность)

Современные технологии Педагогика сотрудничества Технология развивающего обучения Технология уровневой дифференциации Игровые технологии Групповые технологии Технология раскрепощенного развития детей Личностно-ориентированное обучение Блочно-модульная

Факторы интенсификации урока Повышение целенаправленности обучения Усиление мотивации учения Повышение информативной емкости содержания образования Применение активных методов и форм обучения Ускорение темпа учебных действий Развитие навыков рациональной организации учебного труда Использование компьютеров и других новых технических средств

Интенсификация урока как направление к здоровьесбережению Рациональная организация урока с точки зрения гигиенических и психолого-педагогических критериев Активные методы обучения и формы организации познавательной деятельности Дифференциация Сокращение объема и оптимизация домашнего задания

Интенсификация обучения и здоровье Усвоение знаний в основном на уроке Творческий характер домашних заданий Увеличение времени для занятий по интересам Увеличение времени для занятий активно- двигательного характера

«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» Г. Сигерист

Образовательная среда школы характеризуется категорией «со-бытийность общности» Со-бытийная общность – есть целостно-смысловое объединение людей, создающее условия для развития предметной деятельности, среды, индивидуальных способностей человека (В. И. Слободчиков)

2. Содержательно-методический компонент включает: - содержательную сферу (концепция жизнедеятельности школы, концепция и программа воспитательной работы, программы основного и дополнительного образования); - технологии, формы, методы организации жизнедеятельности детей в образовательном учреждении (мероприятия, игры, дела, структуры управления и самоуправления и др.), подготовки и проведения мероприятий и коллективных творческих дел в школе

3. Коммуникационно-организационный компонент включает: -особенности субъектов образовательной среды образовательного учреждения; -коммуникационную сферу; - организационные условия (особенности управленческой культуры).

Специфика и уникальность образовательной среды образовательного учреждения определяются: информационной составляющей образовательной среды (правила внутреннего распорядка, устав, конституция, декларация о намерениях, законы и т.п.); фактическими, а не декларируемыми нормами отношения к людям, их мнениям и оценкам; предписаниями и правилами личной и общественной безопасности;

Специфика и уникальность образовательной среды образовательного учреждения определяются: средствами наглядности в школе (любые идеи, выраженные в той или иной форме; требования, приказы, советы, рекомендации, пожелания, т.е. персонально адресованное на субъекта образовательной среды воздействие); материальной и соматической составляющими среды (условия обучения, досуга и отдыха; здоровье и психическое состояние; психологический микроклимат).

Сущность понятий: «опасность», «риск», «угроза» Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами; Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта; Угроза – конкретная и непосредственная форма опасности, создаваемая целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил (обстоятельств); совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства.

Психологическая безопасность состояние, характеризующее образовательную среду образовательного учреждения, фиксируемое через отношения ее участников Модель психологически безопасной образовательной среды включает: 1. защищенность от психологического насилия; 2. референтную значимость окружения; 3. удовлетворенность в личностно-доверительном общении. (И.А. Баева)

Структурная модель психологически безопасной образовательной среды (И.А. Баева)

Угрозы психологической безопасности образовательной среды 1.Психологическое насилие в процессе взаимодействия Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально- организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия. Следствие – получение ребенком психологической травмы

Формы психологического насилия 1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей ребёнка); 2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания); 3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность)

Проявления психологического насилия в образовательной среде: публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; принуждение делать что-то против своего желания; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение.

Угрозы психологической безопасности образовательной среды 2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения Следствие: ребенок отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» школу

Угрозы психологической безопасности образовательной среды 3. Отсутствие удовлетворенности в личностно- доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.

Угрозы психологической безопасности образовательной среды 4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении Следствие – неэффективность психологического сопровождения ребенка в школе; угроза психическому здоровью

Угрозы психологической безопасности образовательной среды 5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью

Результаты опроса педагогов о трудностях работы в школе 1. Фактическое отсутствие «права на ошибку» (89%). 2. Недостаток положительного стимулирования труда (89%). 3. Отсутствие свободного времени и условий для полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы (73%). 4. Неудовлетворенность профессиональным статусом (71%). 5. Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей, коллег, родителей (67%). 6. Отсутствие возможности и условий для самовыражения и самореализации (35%).

Риски, связанные с ребенком: - отклонение от нормы психического и физического развития – 60%; - низкая мотивация – 35%; - трудности адаптации – 30%; - высокий уровень агрессии – 20%; - педагогическая запущенность – 20%; - учебная перегрузка – 20%; - личностные особенности – 10%; - страхи, тревожность – 10%.

Риски, связанные с учителем: - эмоциональное выгорание – 55%; - некомпетентность – 30%; - низкий уровень мотивации – 20%; - низкий уровень профессионального саморазвития – 20%; - большая учебно-воспитательная нагрузка – 15%; - большая наполняемость классов – 10%; - повышенная ответственность, тревожность – 10%; - пожилой возраст, соматические заболевания – 15%; - негативные стереотипы, связанные с неуспевающими детьми – 10%; - завышенная требовательность – 5%; - грубость, безразличие – 5%; - неудовлетворенность социальным статусом – 5%; - негибкость, ригидность мышления, авторитарность – 5%.

Риски, связанные с управлением школой: - управленческая некомпетентность – 45%; - личностные особенности и авторитаризм директора – 30%; - отсутствие команды единомышленников в администрации – 10%; - неадекватность и несоответствие предъявляемых требований возможностям педагогического коллектива – 10%; - формализм, закрытость администрации – 5%; - введение инноваций – 5%; - процедура аттестации – 5%; - изменение состава администрации, изменение профиля школы – 5%; - нездоровая соревновательность – 5%; - отсутствие мотивации повышения квалификации педагогического коллектива – 5%.

Риски, связанные с организацией учебно- воспитательного процесса: - большой объем учебной нагрузки – 20%; - не рецензируемые учебники – 20%; - невнимание к эмоциональной сфере ребенка, психо- эмоциональные перегрузки учащихся – 20%; - завышенные требования при аттестации (ЕГЭ) – 15%; - сложность учебных программ – 15%; - излишняя рационализация образования – 10%; - необходимость адаптации учебно-воспитательных программ – 10%; - введение новых предметов – 10%; - модернизация образования – 10%; - недостаток развивающих программ – 10%.

Риски, связанные с организацией учебно- воспитательного процесса: ребенок-взрослый: - отсутствие доверительных отношений – 20%; - отсутствие психологической поддержки – 20%; - авторитарность – 20%; - незащищенность ребенка – 10%; - жестокость, безразличие – 10%; - самоутверждение за счет ребенка – 10%; - предвзятость, субъективизм – 5%; - некомпетентность во взаимодействии с проблемными детьми – 5%.

Риски, связанные с организацией учебно- воспитательного процесса: взрослый-взрослый: - соперничество – 15%; - несогласованность педагогических позиций – 15%; - неумение сотрудничать, недоверие друг к другу – 10%; - некомпетентность, дезадаптация, субъективизм – 10%; - психические болезни – 5%; - последствия эмоционального выгорания – 5%; - взаимные претензии, перекладывание ответственности – 5%.

Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании): гуманистической образовательной системы школы; единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей школу среде; включённости самого ребенка в образовательный процесс в субъектной позиции; наличия значимых для ребёнка сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, характеризующихся общинным характером организации деятельности, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.

Социально-психологическая умелость - набор умений, дающий возможность компетентного выбора ребёнком своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности (И.А. Баева)

Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды детского оздоровительного лагеря и защищенности от психологического насилия во взаимодействии

Условия организации безопасной образовательной среды в школе - целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование безопасной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений самих участников образовательного процесса; - адресная помощь ребенку в решении актуальных задач жизнедеятельности, а также социализации в условиях школы (затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально- эмоционального характера, проблемы с выбором видов деятельности и т.д.);

Условия организации безопасной образовательной среды в школе - активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение учебного дня в школе; - эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации; - повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.