Проектирование раздела программы «Формирование УУД» «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» Окружной проектный семинар.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие проектной деятельности учащегося в образовательном процессе В.М.Дрофа, доцент кафедры педагогики и психологии ИПКиППРО ОГПУ, к.п.н.
Advertisements

Междисциплинарная программа «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности»
ПДС « Технологии, методы и приемы формирования УУД » Проектная деятельность учащихся © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ.
Кафедра педагогики ВИРО Е.А. Никодимова, к.п.н. Технологии развития системы универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Проектирование раздела программы «Формирование УУД» «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся» Окружной проектный семинар Куединский РМЦ,
Научно- исследовательская деятельность учащихся и педагогов Метод проектов как условие развития исследовательских компетенций учащихся в условиях модернизации.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях / презентацию к выступлению на семинаре подготовила учитель.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Проектирование планируемых результатов ( на примере работы с текстом ) © Куединский РМЦ, 2012.
Развитие творческой самостоятельности учащихся через организацию проектно- исследовательской деятельности. Материал подготовила: Материал подготовила:
Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов Гусева Т.В.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы.
Макарова Н. Г. ГБОУ СОШ МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ, В Т. Ч. СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Транксрипт:

Проектирование раздела программы «Формирование УУД» «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» Окружной проектный семинар

Сроки по разработке ООП: 2 Разделы программыСроки Раздел ООП «Пояснительная записка» Раздел ООП «Планирование результатов освоения ООП ООО» Раздел программы формирования УУД «Основы смыслового чтения и работа с текстом» Раздел программы формирования УУД «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся» Раздел программы формирования УУД «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Куединский РМЦ, Алгоритм действий по планированию и достижению метапредметных результатов Распределение метапредметных результатов по классам ШАГ 1 Распределение метапредметных результаты по классам (включить в ООП)Распределение метапредметных результаты по классам (включить в ООП) ШАГ 2 ШАГ 3 Определение приоритетных УУД, последовательности освоения планируемых результатов в каждом классе, определение сроков и периода освоения Освоение учебных действий в рамках отведенного периода

Примерная структура раздела ООП «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» 1.Понятие учебно-исследовательской и проектной деятельности 2.Планируемые результаты 3.Методы, формы работы, ориентированные на развитие навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности 4.Система мероприятий – описание механизмов формирования навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности (реализация проектно- исследовательских форм работы на уроках, программ внеурочной деятельности и т.д.) 5.Система оценивания – критерии и методы оценивания.

Понятие учебно-исследовательской и проектной деятельности Определение понятий «учебно-исследовательская деятельность», «проектная деятельность» и т.д. Отличие исследовательской и проектной деятельности. Классификация проектов – по типу, масштабу, по классу, по типу, по длительности и т д. Виды исследовательских работ: Формируемые учебные действия Текстовые работыКомпьютерныеВизуальныеКонструкторские Доклад Стендовый доклад Литературный обзор Реферат Рецензия Научная статья Научный отчет Проект ПрезентацииВидеофильм, слайды Действующая модель или макет с текстовым сопровождением

Учебно-исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности. Проектная деятельность обучающихся совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Проектная деятельность обучающихся совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектно-исследовательская деятельность деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Понятие учебно-исследовательской и проектной деятельности Определение понятий «учебно-исследовательская деятельность», «проектная деятельность» и т.д. Отличие исследовательской и проектной деятельности. Классификация проектов – по типу, масштабу, по классу, по типу, по длительности и т д. Виды исследовательских работ: Формируемые учебные действия Текстовые работыКомпьютерныеВизуальныеКонструкторские Доклад Стендовый доклад Литературный обзор Реферат Рецензия Научная статья Научный отчет Проект ПрезентацииВидеофильм, слайды Действующая модель или макет с текстовым сопровождением

© Зартинова Л.А., Куединский РМЦ 9 Этапы проектирования:Формируемые УУД Анализ ситуации, формулирование замысла, цели: Анализ ситуации Конкретизация проблемы, формулирование цели, Выдвижение гипотез разрешения проблемы, перевод ее в задачи. Целеполагание, анализ, выдвижение гипотез. Выполнение (реализация) проекта: Планирование этапов выполнения проекта, Обсуждения возможных средств и способов решения задач, Реализация проекта. Планирование учебного сотрудничества с учителем м сверстниками, способствовать продуктивной кооперации, поиск и обработка информации, моделирование, осуществлять логические операции, терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и т.д. Подготовка итогового продукта: Обсуждение способов оформления конечных результатов, Сбор, систематизация, анализ полученных результатов, Подведение итогов, оформление результатов, их презентация, Оценка деятельности и результативности. Владение монологической речью, формулировать собственную позицию, убедительно аргументировать свое мнение, соотносить с другими, взаимооценка и самооценка деятельности.

Планируемые результаты Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. КлассПланируемые результаты

Методы, формы работы, ориентированные на развитие навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности Описание основных программ, технологий, форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности и др. видов работ, организуемых в ОУ на урочных и внеурочных занятиях.

Формы организации учебно- исследовательской и проектной деятельности Через уроки Уроки-исследованияМини-исследования Долгосрочные и краткосрочные проекты Домашнее задание исследовательского характера … Через внеурочную деятельность Курсы Исследовательские и проектные практики Социальное проектирование Индивидуальные исследовательские работы НОУШ …

ПРОГРАММЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Курс «Уч Программа Intel «Обучение для будущего» Курсы «Основы проектной деятельности» и «Основы проектирования». Авторы: Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова ебные проекты с использованием Microsoft Office»

15 Информационное обеспечение: Позволяет подготовить педагогу создать учебный проект и пакет учебно-методических материалов для организации проектной деятельности с учащимися. По типологии предполагает разработку учебных исследовательских проектов. Программа синтезирует преимущества проектно-исследовательского метода и возможности компьютерных технологий. Продуктами проекта являются электронные материалы, подготовленные в среде программных продуктов Microsoft: презентации, публикации, электронные таблицы, дидактические материалы, web – сайт.

Курс «Основы проектной деятельности» (5-9 кл) © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ 16 Авторы: Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова Рассматривает метод проектов как технологию компетентностно - ориентированного образования, имеет разработанный УМК, ориентирован на освоение учащимися способами деятельности, относящихся к аспектам ключевых компетентностей, предполагает активные формы проведения занятия: практикумы, тренинги…

УМК «Основы проектной деятельности» Рабочие тетради для учащихся Методические рекомендации для учителя

УМК «Основы проектной деятельности» Дневник проектной деятельности учащихся Методические рекомендации для учителя – руководителя проектов

ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рабочие тетради Рабочая тетрадь для учащихся 5-7 классов: От проблемы к цели Работа с каталогами Работа со справочной литературой Способы первичной обработки информации Наблюдение и эксперимент Сам себе эксперт Рабочая тетрадь для учащихся 8-9 классов: От проблемы к цели Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью Проведение анализа Аргументация Анализ ресурсов Расчет стоимости проекта Продвижение продукта на рынке Рабочая тетрадь «Коммуникативный практикум» для учащихся 5-9 классов: Основы риторики и публичное выступление Ведение дискуссии Как работать вместе \ Как работать в команде Презентация продукта Ведение дискуссии Регулирование конфликтов

1-4 класс5-7 класс8-9 класс10-11 класс Описание желаемой ситуации С помощью учителяСамостоятельно Описание реальной ситуации С помощью учителяСамостоятельно Анализ желаемой ситуации С помощью учителя самостоятельно Самостоятельно Анализ реальной ситуации С помощью учителяСамостоятельно Выявление противоречий С помощью учителяСамостоятельно Постановка проблемыПрисвоил проблему, сформулированную учителем С помощью учителяС помощью учителя самостоятельно Самостоятельно Анализ проблемыС помощью учителяСамостоятельно Постановка целиПрисвоил цель, сформулированную учителем С помощью учителя самостоятельно Самостоятельно Обоснование достижимости цели С помощью учителя самостоятельно Самостоятельно Определение способа достижения цели Присвоил способ, рекомендованный учителем С помощью учителяСамостоятельно Анализ способов разрешения проблемы С помощью учителя самостоятельно Постановка задач Предложены учителем с помощью учителя С помощью учителя самостоятельно Самостоятельно Планирование шаговПрисвоил шаги, названные учителем С помощью учителяС помощью учителя самостоятельно Самостоятельно Планирование графика деятельности Присвоил план, предложенный учителем С помощью учителя самостоятельно Самостоятельно Планирование ресурсов Если это необходимо, планирование ресурсов С помощью учителя Самостоятельно

Курс «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» Партнерство в образовании

Особенности курса Курс рассчитан на учащихся 5-11 классов Курс включает 4 проекта: -Информационный бюллетень -Маркетинговый план -Портфолио для успешной карьеры -Грамотный покупатель

Учебно-методический комплект: Учебное пособие Содержит описание проекта и пошаговое руководство по их выполнению. Методическое пособие Содержит информацию по теории проектно- ориентированного обучения и рекомендации по проведению в классе четырех проектов, представленных в пособии. Компакт-диск Размещены презентации для учителей, шаблоны и заготовки для проведения проектов, а также дополнительные идеи по проведению других проектов.

Дополнительные идеи: ТЕМА 1. Исследование космоса ПРОЕКТ 1 Космическая эра ПРОЕКТ 2 Космические исследования ПРОЕКТ 3 На Марс и дальше ТЕМА 2. Открытия и перемены ПРОЕКТ 4 История великих изобретений ПРОЕКТ 5 Беспроводные технологии в школе ПРОЕКТ 6 Будущее уже здесь ТЕМА 3. Окружающая среда ПРОЕКТ 7 Спасти китов ПРОЕКТ 8 Почему теплеет? ПРОЕКТ 9 Города под водой ТЕМА 4. Герои и лидеры ПРОЕКТ 10 Мировой зал славы героев ПРОЕКТ 11 Книга великих мыслителей ПРОЕКТ 12 Сегодняшние лидеры завтрашние герои

Система мероприятий РезультатПериод формиро вания Предметы, на которых осуществляется формирование, механизмы Формы внеурочной деятельности, направленные на формирование УД 5 класс 6 класс 7 класс

Система оценивания – критерии и методы оценивания Процедуры: проверка сформированности УУД по окончании периода формирования защита итогового индивидуального проекта, исследовательской работы Методы: Наблюдение Практические работы Тест И т.д.