Тема информационного проекта Авторы: ученики 6 класса МОУ «СОШ с.Теликовка» Балтаева Алина, Лесина Настя, Форостьян Сергей. Руководитель: учитель географии Лазарева Светлана Юрьевна
Цели проекта ознакомиться с русскими национальными обычаями и обрядами - получить представление об основных обычаях, соблюдаемых жителями нашего села Теликовка; - исследовать современное знание обычаев русского народа среди старшеклассников;
Основополагающий вопрос: Какие праздники отмечали наши предки? Проблемные вопросы Какова роль обычаев и традиций в жизни нашего народа. А нужно ли молодежи знать обычаи и традиции своих предков.
Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из трудовых будней и праздников. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство. Но наступало и время праздников - это было время отдыха, веселья, радости, когда люди чувствовали, что все они одна большая семья, все собираются за праздничным столом, все нарядно одеты и желают друг другу любви, счастья, здоровья, хорошего урожая, добра в доме, покоя и веселья в сердце и душе. Праздничных дней в России было много: в году. Эти праздники были направлены на укрепления здоровья и благополучия людей. Обычаи, обряды, само проведение праздников передавались из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство, в них русский человек раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.
Много славных, добрых праздников Нам осталось от старины По традиции наших прадедов Помнить мы о них должны
Рождество Христово Рождество Христово это один из главных церковных праздников. 7 января Церковь отмечает рождение Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. В Древней Руси Рождество Христово означало начало зимы. Праздник Рождества Христова было принято встречать в новой одежде, ходить к друг другу в гости и дарить подарки.
В Рождество все вместе готовят Святой ужин из 12-ти блюд, по числу святых апостолов. К ужину приступают после захода солнца, причем отведать праздничную еду необходимо от всех 12-ти блюд. После Святого ужина начинаются двенадцатидневные святые дни - Святки и колядки
С Рождества (7 января) по Крещение (19 января) на Руси праздновались Святки.
Зимние святки начинались с колядования. Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. Коляда и Овсень - мифологические персонажи песен - должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.
Зимние святки были шумным и веселым праздником: жгли костры, собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали.
Крещение Господне отмечают 19 января На Крещение в церквах освящают воду. У православных христиан издавна существует обычай приносить домой святую воду и бережно хранить ее. Эту воду пьют, умываются ею, считая ее целебной, окропляют ею людей, дома, домашних животных. Отмечается в память крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей в водах реки Иордан. Этот праздник называют еще Богоявлением, потому что во время крещения Иисуса Христа слетел с небес голубь, это был Дух святой, и раздался голос Бога, сказавшего, что Иисус Христос - Его возлюбленный Сын.
Масленица Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая. Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам.
Символ масленницы Блины в масленицу самая главная русская еда. Они символ солнца. Печь блины было делом почётным. Готовить опару доверяли только самым уважаемым в семье женщинам – старшим хорошим стряпухам. Блинов пекли и ели много, приговаривая при этом: «Блин не клин, брюхо не расколет».
Масляная неделя Каждый день масляной недели имел свое название и предназначение. Понедельник - встреча. Встречали Масленицу. Наряжали ее чучело и возили по улице. Начинали выпекать первые блины. Вторник - заигрыш. Устраивались различные игры и забавы. Молодежь каталась с гор и ходила по утрам в гости на блины. Женихи присматривали невест, заигрывали с девушками. Среда - лакомка. Тещи приглашали зятьев к себе на блины.
Масляная неделя Четверг - перелом, разгул, широкий четверг. В этот день по обычаю устраивались кулачные бои или "стенка на стенку". Утром детвора ходила по домам и распевала масленичные песни, например: "Трынцы-брынцы, пеките блинцы!" Пятница - тещины вечерки. Зятья зовут на блины своих тещ, стараются угостить их как можно лучше. Суббота - золовкины посиделки. Молодая невестка одаривает золовок подарками, приглашает в гости родню мужа. Воскресенье - проводы и целовальник.
Пасха Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. Накануне Пасхи во всех храмах проходят всенощные бдения и крестный ход вокруг церкви. К этому времени уже во всех домах испекли традиционную праздничную выпечку – куличи, которые символизируют собой тело Христа, и выкрасили яйца. И прямо с утра, верующие отправляются по домам с угощением, даря друг другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Этот обычай приветствия-поздравления, сопровождаемый обниманиями и поцелуями, получил название «христосование». Праздник христианской Пасхи продолжается семь дней и называется Святой неделей или Седьмицей.
Символы Пасхи Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с XII века. А кулич всегда выпекали из дрожжевого теста, высоким и круглым. Сверху кулич украшают изображением креста. Считается, что если пасхальный хлеб удался, то в семье все будет благополучно. При еде кулич разрезают не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку целой, чтобы покрывать ее оставшуюся часть кулича.
Сороки. Встреча птиц (22 марта) 22 марта, в день весеннего равноденствия, не было такого уголка в России, где не пеклись жаворонки, чувильки и другие печенья в форме птиц. В православии день 22 марта посвящен Сорока мученикам поэтому в народе его называют Сороками. Говорят, что на Сороки из-за моря прилетают сорок птиц вешних. Повсюду в этот день дети песенками, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны.
Сорок мучеников Севастийских (легенда праздника) Когда в древние времена бывали гонения на христиан, языческие правители заставляли всех приносить жертвы идолам и в первую очередь это касалось христиан-воинов. В римском войске в полку, который стоял в армянском городе Севастия, служили сорок друзей, очень смелых и доблестных воинов и настоящих христиан; конечно, они отказались приносить жертву языческим богам.
За непослушание бросили их, связанных, в ледяную весеннюю воду Севастийского озера. Стоял лютый мороз с ветром. На берегу нарочно затопили баню, чтобы тот, кто не вынесет пытки и отречется от Христа, мог согреться. Вечерело, и мороз усиливался. Тела христиан быстро покрывались ледяной коркой. И один не выдержал: он побежал прочь от товарищей к жарко натопленному дому. Но едва ступив на порог бани, несчастный упал замертво и растаял, как воск
Их осталось тридцать девять. Глубокой ночью Свет Небесный сошел на воду, осиял озеро, черные горы, посинелые лица гибнущих. Свет был теплый, как летом, он растопил лед и согрел воду. И тогда солдат-язычник по имени Аглай, один из тех, кто охранял место казни сбросил с себя одежду и побежал по льду, крича: Я тоже христианин ! Наутро правитель пришел к озеру и изумился и разгневался, увидев, что христиане живы. Правитель велел молотом разбить им голени, отчего святые и предали души Богу.
Иван Купала. Это главный летний праздник народного календаря. Он отмечается 7 июля. В старину наши предки шли купаться в реки, пруды, озера. Считалось, что вода избавляет от всего злого, вредного, нечистого. Затем разводили костры, устраивали хороводы. Собирали лечебные растения. В Купальскую ночь искали заветный цветок – папоротник, который цвел в эту ночь всего 3 минуты и на нем распускалось три цветка.
Результаты анкетирования. ( Учащиеся 7-11 классов – 26 человек) На вопрос «Какие народные обычаи вам известны?», назвали следующие: Крещение – 38 %, Пасха – 58%, Рождество – 86 %, Масленица – 85%, Новый год – 100 %, Святки – 9%. Во многих семьях соблюдают следующие народные обычаи: Новый год – 100%, Пасху – 65%, Рождество - 68%, Масленицу – 86%, Крещение -5%. Вывод: Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся знают и соблюдают в своих семьях народные обычаи и что обычаи не утратили своего значения в жизни современного человека, несмотря на процесс бурных преобразований, происходящих в последнее время в нашей стране.
Любимые праздники жителей с Теликовка
Новый год
Рождество. Святки.
Масленица
Выводы. Работая над проектом мы осознали для себя, что малая Родина, это не только ее география, история, экономика, но и обычаи, традиции, обряды, что принято называть, - духовная жизнь народа. Чтобы полюбить свой народ, чтобы понять смысл вековых традиций и обычаев надо изучать ее истоки. Каждый народ любит свои обычаи и очень высоко их ценит. Недаром существует пословица «Уважай себя сам и тебя будут уважать другие». Если мы не будем изучать и почитать традиции своих предков, то через несколько десятков лет просто потеряем свою культуру, а значит и уважение других народов.
Литература Забылин М. Русский народ : его обычаи, предания, обряды и суеверия / М. Забылин ; худож. Е Шамрай, В. Щербаков. – М. : Эксмо, – 608 с. : ил. Межиева М. Праздники на Руси / М. Мариева. – М. : Белый город, – 48 с. Михеева Л. Русские народные праздники / Л. Михеева ; худож. Е. А. Румянцева. – М. : Дрофа-Плюс, – 79 с. : ил. Праздники народов России : энциклопедия / сост. М. М. Бронштейн, Н. Л. Жуковская ; худож. И. В. Максимова. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, – 103 с. : ил. Праздники России : начальная школа / сост. И. Ф. Яценко. – М. : ВАКО, – 96 с. – (Школьный словарик). Русский народный календарь : пословицы, поговорки, обычаи, обряды, имена / автор-сост. Н. И. Решетников. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, – 608 с. Энциклопедия русских обычаев / автор-сост. Н. А. Юдина. – М. : Вече, – 512 с.
Спасибозавнимание