День книги. Урок-игра для учащихся 8-х классов.
Вступительное слово учителя. Человека всегда интересовало: почему птицы летают, а рыбы плавают, откуда растения знают, что наступила весна и распускают листья, а некоторые животные, готовясь к зиме, меняют свой окрас. И он искал ответы на свои вопросы, находил их и записывал, чтобы другие тоже могли пользоваться этими знаниями. Мы сегодня собрались, чтобы поделиться своими впечатлениями и знаниями, полученными после прочтения различных книг, посвященных живым приборам и бионике. Из ваших рассказов мы узнаем что это за наука-бионика, откуда она берет свое начало, чем занимаются современные ученые.
Летучая мышь - радиолокатор
Пингвин - снегоход
Ракушка – архитектурное сооружение
Стрекоза - вертолет
Реклама книги. 1-й тур игры посвящен отзывам ребят о прочитанных книгах. От каждой группы выступает 2-3 человека, но желательно, чтобы каждый представил книгу, которую прочитал. Ребята дополняют друг друга, если прочли одну и туже книгу. Целью данного тура является наиболее яркое представление прочитанной книги. Реклама книги должна отражать следующие моменты: 1) название книги, 2) автор, 3) главная мысль, которую проводит автор, 4)какие проблемы затрагиваются в книге (из каких разделов состоит), 5) о чем уже знал до прочтения книги, 6) что узнал нового при прочтении, 7) самое интересное и удивительное, что встречается в книге (можно процитировать), 8) совет друзьям – почему нужно прочитать именно эту книгу, чему она учит. Когда выступят все желающие можно устроить дебаты по выбору книги, которая, по мнению учащихся, наилучшим образом отражает тему бионики: наиболее интересно и широко, а также написана доступным для ребят языком.
Одна из таких книг - «Живые приборы» Симакова Ю.Г.
Викторина. 2-й тур посвящен проверке полученных знаний. Каждой группе выдается набор картинок различных устройств, приспособлений, изобретенных человеком (см. приложение 2). Учащимся, проанализировав основные свойства данного предмета, необходимо определить у какого растения или животного заимствовал человек или форму, или способ передвижения и т.п. Затем представитель каждой группы выступает с полученными выводами. Цель данного тура – выяснить насколько хорошо развито у учащихся ассоциативное мышление. А также насколько глубоки их знания по физике и биологии.
Липучки
Ласты
Подводная лодка
Реактивный двигатель
Самолет
Эйфелева башня
Биологический прибор. В 3-м туре группам дается задание на создание домашнего биологического прибора. Как можно использовать те или иные способности растений и животных для обнаружения различных физических величин. После непродолжительного обсуждения- выступления представителей каждой группы. Этот тур показывает полноту знаний учащихся по теме «Живые приборы».
Изобретение 4-й тур. Группам раздается краткое описание особенностей некоторых растений или животных (см. приложение 3). Ребятам предлагается изобрести машину, прибор и т.п., взяв за основу предлагаемое описание. Свое изобретение учащиеся оформляют на ватмане, затем защищают свое изобретение. Цель этого тура проследить за фантазией ребят, насколько технично они мыслят, логично, последовательно.
Выпуск экспресс-газеты По итогам игры учащиеся выпускают экспресс-газету, в которую заносят свои впечатления от игры, пожелания. Могут внести в нее и свои «находки»- изобретения.