Современные проблемы аддиктологии Психосоциальные факторы предрасположенности к употреблению ПАВ Автор: Н.О.Герьянская
Девиация – поведение, достаточно сильно отличающееся от групповых норм и правил Аддикция – склонность, пагубная привычка, выраженная стремлением уйти от реальности посредством изменения психического состояния
Девиантное поведение Отклонение от норм психического здоровья (психопатология) Антисоциальное поведение (асоциальное) Полное недоразвитие психических функций Частичное недоразвитие психических функций Аддиктивное поведение поведение Противоправное поведение (делинквентное) Криминальное поведение поведение(преступление) Умственная отсталость - Олигофрения - Деменция (дебильность,имбецильность,идиотия) - ЗПР - Неврозы - Неврастения - Синдром гипо- и гиперрастор- моженности I.Химический путьаддикции II.Нехими- ческий путь аддикции аддикции - Корыстной ориентации - агрессивной ориентации Нарушениезакона
Классификация аддикций 1. Химические аддикции Наркомания, алкоголизм, токсикомания, никотиномания, транквилизаторы и т.п. 2. Нехимические аддикции Азартные игры (гэмблинг) Азартные игры (гэмблинг) Интернет-аддикция (виртуальная) Интернет-аддикция (виртуальная) Алиментарная аддикция (булимия, анорексия) Алиментарная аддикция (булимия, анорексия) Трудоголия Трудоголия Сексуальная аддикция Сексуальная аддикция Фанатическая аддикция Фанатическая аддикция
Характеристики аддиктивного поведения 1. Пониженная стрессоустойчивость, страх перед жизненными трудностями 2. Отсутствие доверия к людям, предпочтение общения с неодушевленными предметами 3. Пренебрежение своими биологическими потребностями (сон, еда, нездоровый образ жизни) 4. Межличностные отношения с близкими людьми становятся формальными 5. Абстинентный синдром и толерантность
Факторы предрасположенности к аддиктивному поведению I. Биологические Генетическая предрасположенность Генетическая предрасположенность Отягощенная ПАВ наследственность Отягощенная ПАВ наследственность Врожденные и приобретенные формы нарушения здоровья Врожденные и приобретенные формы нарушения здоровья Степень наркогенного потенциала ПАВ Степень наркогенного потенциала ПАВ II. Социальные 1. Политика, законодательство, СМИ, национальные традиции 2. Школьные факторы риска: Уровень педагогической и психологической компетенции участников образовательного процесса Уровень педагогической и психологической компетенции участников образовательного процесса Стили взаимодействия педагога с подростками Стили взаимодействия педагога с подростками Отсутствие благополучной референтной группы Отсутствие благополучной референтной группы Организация внешкольной и досуговой деятельности Организация внешкольной и досуговой деятельности 3. Семейные факторы риска: Потребление ПАВ членами семьи Потребление ПАВ членами семьи Степень удовлетворения базовых потребностей(пирамида Маслоу) Степень удовлетворения базовых потребностей(пирамида Маслоу) Дисфункциональные семьи Дисфункциональные семьи
Дисфункциональные семьи Неполная или распадающаяся семья Неполная или распадающаяся семья Семья, где дети без внимания(гипоопека, попустительство) Семья, где дети без внимания(гипоопека, попустительство) Семьи с гиперопекой, где ребенок полностью зависим от воли родителей Семьи с гиперопекой, где ребенок полностью зависим от воли родителей Семьи с завышенными требованиями к детям (глубокое чувство вины) Семьи с завышенными требованиями к детям (глубокое чувство вины) Семьи алкоголиков и наркоманов Семьи алкоголиков и наркоманов Если ребенок в семье один Если ребенок в семье один Разъединенная семья Разъединенная семья Семья с мужчиной на периферии Семья с мужчиной на периферии Ригидные семьи Ригидные семьи
Истоки формирования Качественной картины мира подростка 1. Значимые для ребенка люди, которыми он дорожит 2. Семейный жизненный сценарий 3. Семейные стереотипы общения, традиции общения 4. Формирование убеждений, верований, идей, мировоззренческих позиций 5. Семейные нормы, правила, принципы, дающие возможность решать конфликтные ситуации
Психологические и личностные факторы риска Подростковый возраст как фактор риска Подростковый возраст как фактор риска Акцентуации характера подростка Акцентуации характера подростка Низкие коммуникативные способности Низкие коммуникативные способности Гедонистические установки Гедонистические установки Экстернальный локус контроля Экстернальный локус контроля Преобладание стратегии избегания в конфликтных ситуациях Преобладание стратегии избегания в конфликтных ситуациях Низкая самооценка, неуверенность в себе Низкая самооценка, неуверенность в себе Повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость Повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость Неспособность оберегать личностные границы и говорить «нет» Неспособность оберегать личностные границы и говорить «нет» Низкий уровень развития самосознания, отсутствие навыков рефлексии Низкий уровень развития самосознания, отсутствие навыков рефлексии Несформированность функции прогноза поведения Несформированность функции прогноза поведения Непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия Непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия
Основные подходы к профилактике аддиктивного поведения 1. Информационный 2. Поведенческий 3. Основанный на альтернативной наркотикам деятельности 4. Основанный на роли социальных факторов 5. Основанный на развитии внутренних ресурсов
Основные показатели социальной компетентности подростка (факторы защиты) Высокий уровень самоуважения, самопринятия, рефлексии и эмпатии Высокий уровень самоуважения, самопринятия, рефлексии и эмпатии Интернальный локус контроля Интернальный локус контроля Наличие жизненных целей Наличие жизненных целей Сформированность мотивации достижения и социально значимых ценностных ориентаций Сформированность мотивации достижения и социально значимых ценностных ориентаций Осмысленность жизни, построение временной перспективы Осмысленность жизни, построение временной перспективы Высокий уровень ответственности Высокий уровень ответственности
Материалы презентации основаны на лекционных материалах Цезаря Петровича Короленко