Временные смещения: возможности объяснения Екатерина Печенкова факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Исследование поддержано грантом РФФИ
Временные смещения – явления искаженного восприятия порядка событий Физически: одновременны Событие 1Событие 2Событие 1Событие 2 В восприятии: последовательны Физичес- кое время Психологи- ческое время Физичес- кое время Психологичес- кое время Физичес- кое время Психологичес- кое время
Модели восприятия порядка событий, пытающиеся объяснить временные смещения: Параллельная пере- работка информации: одно из событий обра- батывается быстрее Последовательная пере- работка информации: одно из событий обра- батывается первым Ось времени Восприни маемый порядок Ось времени Восприни маемый порядок Канал с ог- раниченной пропускной способ- ностью
Измерение временных смещений при помощи пространственной шкалы ?
RAPID SERIAL R A P I D S E R I A L Быстрое последовательное предъявление зрительных стимулов S D S P D P S t
Циклическая шкала t Ключе- вое со- бытие
Феномен «опережающего входа» (E.B. Titchener, 1908) изменение параметров временных смещений при изменении направленности внимания человека. Внимание может быть направлено: На шкалу сменяющих друг друга зрительных стимулов Направление внимания не выражено (распределено или отвлечено) На звуковой сигнал
Гипотеза 1-го эксперимента если информация о двух близких по времени событиях перерабатывается последовательно, то временные смещения в условии направления внимания на звуковой сигнал будут сдвинуты положительно относительно смещений в условии направления внимания на шкалу, заданную зрительными стимулами. если же переработка параллельна, то указанный сдвиг будет отрицательным.
Результаты 1-го эксперимента: «опережающий вход»
Гипотеза 2-го эксперимента Изменение скорости предъявления зрительной стимуляции не влияет на величину временного смещения, выраженную в единицах времени. Это следствие вытекает из моделей восприятия порядка событий, принадлежащих к обоим классам.
Результаты 2-го эксперимента: влияние скорости предъявления зрительной стимуляции на параметры временных смещений
Выводы При попытке проверить в критическом эксперименте объяснительные возможности двух классов моделей восприятия порядка событий (моделей параллельной переработки информации о событиях и моделей, включающих стадию последовательной переработки информации) получены результаты, противоречащие исходным предположениям моделей обоих классов.
Выводы По-видимому, для объяснения явлений как нормального, так и искаженного восприятия порядка событий необходима разработка принципиального иного класса моделей, отличного от линейных моделей переработки информации.