1 Социализация школьников через программу факультативного курса «Безопасная социализация обучающихся» Научно-практическая конференция педагогов «Педагогические проекты: Социализация школьников: проблемы, перспективы.» Кулькова Ирина Викторовна, заместитель директора по НМР
Современное общество Информационное общество Быстро меняющийся мир Исчезают одни институты социализации Появляются другие институты социализации Затруднена социализация личности Расширяется сфера дезадаптации
Социализация - процесс, в ходе которого человек приобретает качества, необходимые для жизнедеятельности в обществе способствует адаптации человека к обществу способствует обособлению человека от общества
Цель социализации: Типом социально-экономической формации Идеологическими системами общества Политическими системами общества
Социальные нормы – общепринятые образцы поведения, регламентирующие взаимоотношения людей в обществе; Социальный контроль – обеспечивает выполнение социальных норм; Социальные роли – одобряемые образцы поведения, которые общество ожидает от человека; Социальный статус – место личности в данной конкретной системе социальных взаимосвязей; Такт – умение человека чутко относится к другим людям; Бестактность – неумение человека в общении с другими людьми проявлять уважение к их потребности и желаниям
«Безопасная социализация школьников» Программа факультативного курса
Актуальность -проблема безопасности очевидна и определяется удручающей статистикой о вовлечении школьников в асоциальное поведение и так называемые вредные привычки. Факультативный курс позволит обучающемуся быть устойчивым к негативным воздействиям общества.
8 Новизна программы «Безопасная социализация школьника» заключается в новом подходе в работе с обучающимися. Она позволяет решать задачи формирования невосприимчивости личности к негативным информационно- психологическим воздействиям, адаптироваться в реальных условиях современного общества.
Цели программы - способствовать формированию умений делать самостоятельный выбор и готовность нести ответственность за свой выбор, -способствовать развитию умения учащихся видеть опасности, находить безопасные пути выхода из состояния угроз
Задачи: обеспечить обучающегося необходимым социальным опытом; создать условия для самореализации обучающихся; научить объективно оценивать реальную ситуацию; формировать нравственные качества личности
Основные блоки программы Начальная школа - «Информационная безопасность младшего школьника». -Средняя школа - «Безопасное освоение социального пространства школьниками» -Старшая школа – « Безопасное освоение профессионального пространства школьниками
Ожидаемые результаты Знания обучающихся о видах угроз, источниках угроз, информационной безопасности, манипуляции, способах манипуляции сознанием; Умения обучающихся критически оценивать информацию, видеть, распознавать угрозы и опасности, находить безопасные пути выхода из состояния угроз. Навыки безопасного поведения.
Рассмотрены философские и психологические основы безопасности личности школьника, социальная безопасность школьника, ее сущность, структура, критерии и уровни развития
Социализация- усвоение социального опыта личностью и формирование готовности ребенка к его преобразованию Социальная безопасность- безопасность обучения, воспитания и личностного роста подростков в школьном и социальном пространствах как частях информационного пространства.
Имитационно-моделирующие игры «Безопасное освоение школьного пространства младшими школьниками» «Безопасное освоение социального пространства школьниками» «Безопасное освоение профессионального пространства подростками»
Критерии социальной информационной безопасности подростка Знания Умения Навыки Мотивы
Уровни социальной безопасности Высокий Средний Низкий
Формирующий эксперимент Разработаны имитационно-моделирующие игры, направленные на формирование социальной безопасности школьников. Разработана программа факультативного курса «Безопасная социализация школьников в информационном обществе» для 2,5,9 классов. Программа факультативного курса «Безопасная социализация школьников в информационном обществе» включена в ОШК учебного плана. Разработана рабочая тетрадь для младших школьников Разработан учебник факультативного курса для 5 класса Организована работа с родителями
Содержание факультативных занятий Теоретическая часть «Введение в теорию социальной безопасности» Практическая часть – Имитационно- моделирующие игры Диагностика уровня социальной безопасности школьника
Осуществили экспериментальную проверку комплекса имитационно-моделирующих игр.
Технология «кейс-стади» Создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни Развитие умения видеть и решать проблемы, находить безопасные пути выхода из состояния угроз Развитие исследовательских, коммуникативных, творческих, аналитических, практических навыков учащихся..
Организация работы с родителями через проект «Безопасный Интернет» Информационные угрозы в сетях Интернет Средства защиты от информационных угроз Безопасные пути выхода из состояния угроз
Правила безопасного поведения в сетях Интернет Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «Всемирной паутине»: * Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернет, особенно на этапе освоения. * Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернет, чтобы вовремя предупредить угрозу.
Правила безопасного поведения в сетях Интернет Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть: * Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям. * Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с Вашей помощью.
Правила безопасного поведения в сетях Интернет Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети: *Установите на Ваш компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля и антивирус. *Если Ваш ребенок – учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время пребывания Вашего ребенка в Интернете. * Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.
Правила безопасного поведения в сетях Интернет Регулярно повышайте свой уровень компьютерной грамотности Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами. Знакомьте всех членов Вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.