Лекция 10. Религия и этикет На поведение, нравы, этикет людей религия во все времена оказывала огромное влияние. Практически любая религиозная доктрина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 8. Дальнейшее изменение в этикете. XIX век.
Advertisements

Смысл слова «религия» Особенности религиозной веры МНЕНИЯ религия (лат. relegere)- «относиться с особым почтением» религия (лат. глагол religare)- «связывать»,
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Мораль представляет собой довольно сложное явление. В повседневном обиходе, а порой и в публицистике, в популярной литературе под моралью понимают совокупность.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Мораль и религия
Социальные ценности и нормы. Ценности В узком смысле В широком смысле норма предмет идеал значимость Положительная или отрицательная значимость какого-
Общество и общественные отношения. Общество- определенная группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки.
Древняя Индия: в VI в. до н. э. Особенности древнеиндийской этики: 1)Традиционализм, т.е. непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столетий.
Религия и язык как явление культуры. Религия? Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая.
Социальные нормы - стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций.
Религия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых.
Мировая история: средневековье и начало нового времени. Отечественная историческая наука рассматривала средневековый период мировой истории как историю.
Тема: «Роль морали в МО. Международная политика поддержания мира.» Айтимбет Л.И.
Педагогический совет «Нравственное воспитание школьников» Выступление Атанасовой И. В.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Цивилизация эпохи Средневековья. Крестьянство Если представить себе феодальное общество в виде пирамиды, то место крестьянства будет в самом ее основании.
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Транксрипт:

Лекция 10. Религия и этикет

На поведение, нравы, этикет людей религия во все времена оказывала огромное влияние. Практически любая религиозная доктрина не только рассматривает вопросы Сотворения мира, смысла человеческого существования, взаимоотношений Бога и человека. Она также предлагает свою этическую концепцию, разрабатывает правила поведения людей в среде себе подобных.

Правильное поведение – это всегда условие спасения человеческой души, возможность для человека заслужить лучшую долю в «иной жизни» Правильное поведение – это всегда условие спасения человеческой души, возможность для человека заслужить лучшую долю в «иной жизни»

Во-первых, в них содержаться очень древние нравственные нормативы, стихийно сложившиеся у народов первобытнообщинной формации. Такой древнейший пласт народных нравственных нормативов, воспринятых религией, придает ей черты демократичности. Это способствовало укреплению репутации религии как оплота общечеловеческих ценностей. Во-первых, в них содержаться очень древние нравственные нормативы, стихийно сложившиеся у народов первобытнообщинной формации. Такой древнейший пласт народных нравственных нормативов, воспринятых религией, придает ей черты демократичности. Это способствовало укреплению репутации религии как оплота общечеловеческих ценностей.

Во-вторых, в религии закреплены первые нормативы появившихся в древности классов: рабовладельцев и рабов, духовенства и прихожан, военачальников и солдат.

В-третьих, религиозные заповеди содержат множество предписаний бытового характера: о питании, семейной жизни, труде, об отдыхе и т.д. Поэтому религия стала частью народного быта. В-третьих, религиозные заповеди содержат множество предписаний бытового характера: о питании, семейной жизни, труде, об отдыхе и т.д. Поэтому религия стала частью народного быта.

В-четвертых, в религии зафиксированы некоторые культовые предписания и табуляции, призванные укрепить автономность служителей культа. В-четвертых, в религии зафиксированы некоторые культовые предписания и табуляции, призванные укрепить автономность служителей культа.

В различные эпохи религия оказывала разное влияние на этикет. «Золотой век» религии, а, следовательно, и самое большое влияние она оказывала на Средневековье. Вообще же влияние религии зависит от общественного строя и от самой религии. Восточные религии влияют на этикет сильнее, чем западные. В различные эпохи религия оказывала разное влияние на этикет. «Золотой век» религии, а, следовательно, и самое большое влияние она оказывала на Средневековье. Вообще же влияние религии зависит от общественного строя и от самой религии. Восточные религии влияют на этикет сильнее, чем западные.

В каждой религии, в каждом вероисповедовании, в большой или меньшей мере, есть морально- духовные начала. Ведь религия определяет не только отношения человека с Богом и церковью, но в той или иной мере регламентируют отношения людей между собой как в лоне церкви, так и за ее оградой..

Если религия включает в себя моральное начало, то и в морали неустраним религиозный момент. Многие из святынь морали общечеловечны, наднациональные, надклассовые. Мораль не имеет своих особых учреждений, специально обеспечивающий в жизни общества, организующим контроль за осуществлением ее правил и норм. Именно церковь принимает на себя роль такого учреждения. Если религия включает в себя моральное начало, то и в морали неустраним религиозный момент. Многие из святынь морали общечеловечны, наднациональные, надклассовые. Мораль не имеет своих особых учреждений, специально обеспечивающий в жизни общества, организующим контроль за осуществлением ее правил и норм. Именно церковь принимает на себя роль такого учреждения.

. В этом убеждает история всех цивилизованных стран. Церковнослужители оберегали сложившиеся в практической жизни общества нравственные установки, пропагандировали их. И поныне нравственные проповеди воспринимаются верующими не просто в качестве напоминаний о морали со стороны уважаемого лица, но и в качестве повелений от имени Бога, что придает моральным нормам особую властность.

. Мораль для верующего человека сливается с религией. Но при этом всем материалист все же не будет выводить мораль из религии. Истоки морали в земных отношениях, в реальной производственной и семейно- бытовой практике человека.

Многотысячелетнее воздействие религии и церкви на духовный мир и нравы не устранило из жизни цивилизованных народов пороки, преступления, войны. Религия хранила и хранит общечеловеческие ценности морали и назидает ими, деятельно способствует смягчению нравов. Но сами по себе вера и церковь не в состоянии противостоять соблазнам, прегрешениям, греховным побуждениям, несправедливости, злобе и агрессии, питаемыми реальными противоречиями экономической и политической жизни общества. Многотысячелетнее воздействие религии и церкви на духовный мир и нравы не устранило из жизни цивилизованных народов пороки, преступления, войны. Религия хранила и хранит общечеловеческие ценности морали и назидает ими, деятельно способствует смягчению нравов. Но сами по себе вера и церковь не в состоянии противостоять соблазнам, прегрешениям, греховным побуждениям, несправедливости, злобе и агрессии, питаемыми реальными противоречиями экономической и политической жизни общества.

Крупнейшие мировые религии провозглашают равенство людей на Земле, и каноны поведения для всех смертных потому едины. В христианской доктрине все люди «равны во грехе», в буддизме – «равны в страдании», согласно исламу люди равны перед Богом в покорности и повиновении. Крупнейшие мировые религии провозглашают равенство людей на Земле, и каноны поведения для всех смертных потому едины. В христианской доктрине все люди «равны во грехе», в буддизме – «равны в страдании», согласно исламу люди равны перед Богом в покорности и повиновении.

Исторически существуют две формы этикета: патриархальная и демократическая. В них религия играет различную роль Исторически существуют две формы этикета: патриархальная и демократическая. В них религия играет различную роль

Патриархальный этикет берет свое начало в самых глубинах веков – у начала человеческой истории. Первые его следы мы находим в дородовом человеческом стаде, где начинают формироваться представления о том, как вести себя индивиду в среде себе подобных. Патриархальный этикет берет свое начало в самых глубинах веков – у начала человеческой истории. Первые его следы мы находим в дородовом человеческом стаде, где начинают формироваться представления о том, как вести себя индивиду в среде себе подобных.

Демократический этикет имеет несравненно более короткую историю. Вероятно, впервые его можно отыскать в Древней Греции, где отношения между свободными гражданами полиса имели весьма раскрепощенный, дружеский характер. С падением античности надолго канул в лету и свободный стиль общения. Демократический этикет имеет несравненно более короткую историю. Вероятно, впервые его можно отыскать в Древней Греции, где отношения между свободными гражданами полиса имели весьма раскрепощенный, дружеский характер. С падением античности надолго канул в лету и свободный стиль общения.

Его возрождение – как и Возрождение вообще – начинается в Европе лишь с ослаблением тотальной власти «патриархальщины», со снятия клейма «отцы-дети» со всех человеческих взаимоотношений. Это становится первым этапом демократизации этикета. Его возрождение – как и Возрождение вообще – начинается в Европе лишь с ослаблением тотальной власти «патриархальщины», со снятия клейма «отцы-дети» со всех человеческих взаимоотношений. Это становится первым этапом демократизации этикета.

Очень важно, что все высказанное о демократическом этикете имеет отношение лишь к европейской, западной цивилизации. Очень важно, что все высказанное о демократическом этикете имеет отношение лишь к европейской, западной цивилизации.

Сословный характер светского этикета не отметил первые признаки его демократичности. С возникновением, развитием и укреплением власти буржуазии этикет начинает менять свое лицо. Этикетные нормы распространяются на недавних «выходцев из народа». Сословный характер светского этикета не отметил первые признаки его демократичности. С возникновением, развитием и укреплением власти буржуазии этикет начинает менять свое лицо. Этикетные нормы распространяются на недавних «выходцев из народа».

Второй этап демократизации этикета – его освобождение от «власти двора»; его выход в более широкие слои населения. Но этикет все еще демократичен в верхних слоях общества. Широкие массы продолжают жить по заветам патриархата, воссоздавая вновь и вновь нравственные нормы родового строя. Второй этап демократизации этикета – его освобождение от «власти двора»; его выход в более широкие слои населения. Но этикет все еще демократичен в верхних слоях общества. Широкие массы продолжают жить по заветам патриархата, воссоздавая вновь и вновь нравственные нормы родового строя.

Именно в наше время завершился третий этап демократизации этикета – этикет окончательно потерял свой сословный характер, перестал быть этикетом богатых и знатных. Выработались принципиально новые формы этикета. Однако нравственные заповеди по-прежнему тесно связаны с религией, так как исторически и психологически религия очень тесно переплелась с другими формами сознания. Она оказала громадное влияние на всю жизнь человечества и вошла в нравы и обычаи народов. Именно в наше время завершился третий этап демократизации этикета – этикет окончательно потерял свой сословный характер, перестал быть этикетом богатых и знатных. Выработались принципиально новые формы этикета. Однако нравственные заповеди по-прежнему тесно связаны с религией, так как исторически и психологически религия очень тесно переплелась с другими формами сознания. Она оказала громадное влияние на всю жизнь человечества и вошла в нравы и обычаи народов.