Педагог-психолог Иващенко Маргарита Николаевна
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней. (Устав Всемирной организации здравоохранения )
Психологическое здоровье Психологическое здоровье человека связано с особенностями личности, является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой.
Критерии психического здоровья: психическое равновесие, психическое равновесие, гармоничность организации психики и ее адаптивные возможности; гармоничность организации психики и ее адаптивные возможности; способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность; целеустремленность, работоспособность, активность; полноценность семейной жизни, полноценность семейной жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи, критический подход к обстоятельствам жизни; критический подход к обстоятельствам жизни; автономность личности, самоактуализация, уверенность в себе, необидчивость (умение освободиться от затаенных обид); автономность личности, самоактуализация, уверенность в себе, необидчивость (умение освободиться от затаенных обид); независимость и естественность поведения; независимость и естественность поведения; чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке; чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке; самообладание и способность радоваться. самообладание и способность радоваться.
Психологический климат Наличие внешней мотивации Наличие внешней мотивации Стимуляция внутренней мотивации Стимуляция внутренней мотивации Взаимоотношения между учителем и учеником Взаимоотношения между учителем и учеником Взаимоотношения между учащимися Взаимоотношения между учащимися Наличие эмоциональных разрядок Наличие эмоциональных разрядок
Здоровье учителя Зависит от : Отношения к нему Отношения к нему Полноты знаний по сохранению здоровья Полноты знаний по сохранению здоровья Образа жизни Образа жизни
Саморегуляция это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта: – – эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности); – эффект восстановления (ослабление проявлений утомления); – эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Естественные приемы регуляции организма: – смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – « купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ САМОВОЗДЕЙСТВИЯ I.Способы, связанные с управлением дыханием Управление дыханием это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. III. Способы, связанные с воздействием слова Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»). - Самоприказы - Самоприказы - Самопрограммирование - Самопрограммирование - Самоодобрение - Самоодобрение
IV. Способы, связанные с использованием образов Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики. Для усиления эффекта упражнений релаксаций, дыхательных и образных можно рекомендовать использование цвета.
Использование цвета -Если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии – смело используйте красный цвет; -Если Вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам - работайте с оранжевым цветом Желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой; Желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой; -При равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет; -Голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков; -Если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет; -Фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии.
.
Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение принять то, что я не могу изменить, и ум отличать одно от другого». От всей души желаю Вам удачи и успехов в умении управлять своим состоянием.