Курс лекций «Психология управления персоналом» Проф. Т.Ю. Базаров
Что значит управлять персоналом?
Организационное введение 1.План занятий курса 2.Система оценки 3.Домашние задания 4.Интернет-сайт
План занятий курса ДатаТема занятия 28 января Введение. История управления персоналом. Роли HR. Кадровые технологии. 11 февраляКонкурс. Оценка персонала. 3 марта Обучение и развитие. Командообразование 10 мартаУправление талантами. Кадровое консультирование. Итоговая конференция.
Кадровые технологии в курсе «Психология управления персоналом» Технология Форма реализации Конкурс Соревнование между проектными группами Оценка Модель компетенций успешного студента курса Обучение и развитие Накопление и хранение знаний в виртуальной среде Командообразование Совместное творчество Управление талантами Индивидуальная траектория набора баллов для прохождения курса Кадровое консультирование Объектная ориентация и транспрофессионализм
Накопительная система баллов Зачет баллов Виды активностей: 1.Домашние работы по итогам занятий – max 10 баллов 2.Эссе, подбор иллюстраций и творческих задач/видеоиллюстраций/притч/афоризмов, составление фотоальбома, – max 10 баллов 3.Разработка кейса/упражнения/, описание этической дилеммы, анализ биографии – max 20 баллов 4.Разработка книги рекомендаций для управленца (Hand-book) – max 30 баллов 5.Подготовка презентации/ «умной книги» по одной из монографий – max 30 баллов 6.Подготовка и защита проекта – max 50 баллов Необходимые условия для допуска к зачету по накопительной системе баллов: Посещение всех занятий Участие в обсуждениях на Интернет-форуме Сдача монографии (одной из трех): 25 февраля.
Монографии 1.Управление персоналом. Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. - М.: ЮНИТИ, Грэхем X.T., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. Перевод с английского под редакцией Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. СПб.: Речь, 2010 Необходимо будет выбрать одну из трех монографий для сдачи и записаться на Интернет-портале.
Интернет-сайт Раздел «Проекты»/ «Психология управления персоналом (НИУ ВШЭ – 2011): 1.Материалы занятий: слайды и электронная хрестоматия 2.Место для демонстрации и обсуждения выполненных домашних работ 3.Форум для обсуждения домашних заданий Прямая ссылка
Подготовка и защита проекта Цель: анализ одной из проблем психологии управления персоналом Формат представления результата: презентация. Количество участников проектной группы: не более 4 человек. Сроки: 3 марта.
Варианты тематических направлений 1.Коммуникации в менеджменте 2.Формирование и развитие команды 3.Использование социальных сетей в управлении персоналом 4.Психология внутреннего PR 5.Развитие управленческих компетенций 6.Этическое лидерство 7.Психология переживания кризиса 8.Совместно-творческая деятельность в управлении 9.Принятие управленческих решений 10.Супер – лидерство и распределенное лидерство 11.Профессионализм и транс-профессионализм 12.Метафоры организации 13.Психологические аспекты разработки KPI в организации 14.И другие…
Стратегия движения проектных групп 1.Теоретический этап (сбор и анализ информации) 2.Исследовательский этап (организация и проведение исследования) 3.Методический этап(разработка рекомендаций/методик/программ и т.п.)
Первый шаг Для участия в проектной группе сообщить список группы и выбранное тематическое направление на Интернет-форуме. Срок: до 5 февраля 2012 г.
По индивидуальным работам: 1.Дополнительные индивидуальные работы могут выполняться в любой последовательности; 2.Срок сдачи всех индивидуальных работ: не позже 29 февраля. 3.Все индивидуальные работы необходимо выкладывать на Интернет-портал.
Вопросы для знакомства 1.Что для Вас значит «управлять персоналом»? Что является предметом управления? 2.Ваши ожидания от курса Какие индивидуальные результаты я хочу достичь в итоге курса? Что я хочу изменить в себе? Что хочу я изменить в отношениях с окружающими? Что я хочу знать в сфере управления персоналом в конце курса?
Технология С греческого языка: «техне» (τέχνη) искусство, мастерство, умение нечто сформировать, создать из естественного материала. «логос» - (λόγος) «слово», «смысл».
Отличия технологии от искусства Искусство Доступно избранным Тип социализации: подмастерье (наблюдение, включенность в жизнь, подражание, проживание) Уникальный продукт Технология Доступно всем Тип социализации: послушник (предсказуемость, четкое описание, следование алгоритму), студент (методология, междисциплинарность) Стандартный продукт Можно ли передавать технологические знания в гуманитарной сфере? Можно ли соединить технологию и искусство?
Техника и технология Техника – это то, с помощью чего субъект воздействует на объект. Технология – это то, как именно субъект воздействует на объект. Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"! И.В.Гете
Методика - система правил, изложение методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы. Словарь Ожегова Метод – теория в действии. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Метод и методика Лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода. Р.Декарт
О соотношении целей и средств Путем зла не доходят до добра. У.Шекспир Благими намерениями вымощена дорога в ад. С.Джонсон Кому дозволена цель, тому дозволены и средства. Иезуитский патер Г.Бузенбаум "Основы морального богословия"( 1645) Цель оправдывает средства. Из основ морали иезуитов Хотели как лучше, а получилось как всегда. В.Черномырдин
Кадровые технологии Совокупность методов управления персоналом, ориентированных на оценку и совершенствование «человеческого ресурса» организации. Создаются для конкретного случая Имеют междисциплинарный характер Адаптированы к культуре организации Отвечают требованию практической результативности
Проблемы создания кадровых технологий 1.Противоречие идеи технологичности гуманистическим принципам и индивидуальному подходу к человеку в организации. 2.4 «Н» кадровых технологий: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость.
Роли HR-менеджера
Понятие роли. История I. Социология Термин появился в социологии: Линтон: Социальная структура = совокупность социальных ролей Роль – функция человека в обществе, социальная фиксированность статуса (которая выражается в ролевых предпочтениях) Т.е. РОЛЬ = динамический аспект статуса II. Социальная психология. Ролевые теории Дж. Морено ввел психологическое понимание статуса как того, что определяет эмоциональные предпочтения => => Социально-психологическое понятие роли включает: -Роль как субъективно сыгранная, имеющая индивидуальный рисунок исполнения -Роль как проявления в конкретном поведении -Роль как система ожиданий, идущая от общества
Типы ролей: 1. Психосоматические (Пр: гендерные) 2. Психодраматические (Пр: «жилетка», «козел отпущения») 3. Социальные (Пр: роль преподавателя)
5 характеристик любой роли: 1. Эмоциональность («ролевые чувства») 2. Способ получения роли (предписанные/достигнутые роли) 3. Масштаб роли (негласные правила, касающиеся коммуникации) 4. Степень формализации роли (жесткость ролевого сценария) 5. Приписываемая роли мотивация (Пр: бизнесмен => хочет только денег)
На выбор и исполнение роли влияют: 1. Личностные факторы 2. Социально-психологические факторы: –Необходимые интерпретации –Наши знания (о правах, обязанностях) –Поведенческий компонент (обладание навыками ролевого поведения)
БИЗНЕС Четыре роли HR (модель Д. Ульриха) ОПЕРАЦИИ СТРАТЕГИЯ ЛЮДИ ПРОЦЕССЫ АДМИНИСТРАТОР СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР АГЕНТ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАЩИТНИК ИНТЕРЕСОВ РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА ПРИВЕРЖЕННЫЕ СОТРУДНИКИ ПРИОРИТЕТЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ СОЗДАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОТИВАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУР И ПРОЦЕССОВ
ЛЮДИ ПРОЦЕССЫ Банк Ценности: 1.Последовательность 2.Предсказуемость 3.Прозрачность Консалтинговая компания Ценности: 1.Взаимное развитие 2.Работа в команде 3.Индивидуальная успешность
Завод ВАЗ Ценности: 1.Повторяемость 2.Традиционность 3.Стабильность Выпуск спорткара Marussia Ценности: 1.Инновативность 2.Творчество 3.Открытие новых возможностей ОПЕРАЦИИ СТРАТЕГИЯ
Задание группам Реконструируйте образ организации глазами носителя вашей роли: 1.В каких метафорах он описывает жизнь организации? 2.Какие проблемы считает ключевыми? 3.Какие «технологические решения» предпочитает? (проиллюстрируйте)
Администратор Метафоры Часы, организация как процесс, организм, механизм, муравейник, пчелиный рой, функциональные системы. Проблемы Уникальность человека и рутинность работы Технологии Принцип учета индивидуальных особенностей человека при назначении «Селекция» на основе тестирования Функциональные тренинги («тренажеры»)
Защитник интересов Метафоры Семья, стая волков, пазл, «Место для человека, а не человек для места» Проблемы Споры и конфликты, Ущемление интересов, Справедливость, Индивидуальный подход, Обеспечение психологического климата, Адаптация новых сотрудников Проблемы кооперации и конкуренции решается за счет консолидации Технологические решения Переговоры Интервью и анкетирование – выстраивание обратной связи Командообразование Консультирование Организация внутренних коммуникаций Обучение: оценка результата - насколько «стал своим», идентичность.
Агент изменений Метафоры: Видоизменяемый трехмерный саморазвивающийся паззл Проблемы: Подготовка и создание условий для изменений Гармония в коллективе Проблема кооперации и конкуренции решается за счет эволюции Технологии: Обучение, командообразование: осознание цели компании, развитие гибкости при проведении организационных изменений Самоорганизация, самоуправление (в том числе методики мозгового штурма)
Стратегический партнер Метафоры: Стройка, военная операция, шахматная партия, мореходство Проблемы: Анализ действительности (как составить план, соответствующий реальности?) – постоянное изменение объекта и необходимость планировать. Изменение целевой области. Выбор стратегии Реализация в настоящем актуальном положении будущего Технологии: Аудит Стратегический ассессмент Планирование, проектирование, программирование и сценирование Обучение («подготовка на вырост») – выбор темы, обучение базовым компетенциям, прогнозное обучение, обучение в процессе проектирования.
Домашнее задание для групп по ролям HR Подготовить презентацию в Power Point о вашей роли HR, ответить на следующие вопросы: –Какая парадигма кадрового менеджмента соответствует вашей роли? В чем особенность данной парадигмы? –Какие технологии и методы управления персоналом используются носителями вашей роли? –Исторические примеры и иллюстрации методов управления персоналом Интернет-портал курса Раздел «Проекты»/ «Психология управления персоналом (НИУ ВШЭ – 2012)