Данте Алигьери Дата рождения:май или июнь 1265(1265)1265 Место рождения:Флоренция Дата смерти:1313 или 14 сентября сентября1321 Место смерти:Равенна Гражданство:ФлоренцияФлоренция (до 1302) Род деятельности:писательписатель, поэтпоэт Годы творчества:
«Божественная комедия» поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 гг.Данте Алигьери Данте с экземпляром «Божественной комедии» у входа в Ад.
Называя свою поэму «комедией», Данте пользуется средневековой терминологией: комедия, как он поясняет, всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке; трагедия всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом. Слово «божественная» не принадлежит Данте, так поэму позже назвал Джованни Боккаччо..Джованни Боккаччо
«Божественная комедия» плод всей второй половины жизни и творчества Данте. В этом произведении с наибольшей полнотой отразилось мировоззрение поэта. Данте выступает здесь как последний великий поэт средних веков, поэт, продолжающий линию развития феодальной литературы.
Структура «Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части: первая часть («Ад») состоит из 34 песен, вторая («Чистилище») и третья («Рай») по 33 песни. Первая часть состоит из двух вступительных песен и 32, описывающих ад, так как в нем не может быть гармонии. Поэма написана терцинами строфами, состоящими из трёх строк. Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование, так число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа и пр.ТроицеИисуса Христа Всего в «Божественной комедии» 100 песен (число 100 символ совершенства).
Сюжет Согласно католической традиции загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища местопребывания искупающих свои грехи грешников и рая обители блаженных. Данте детализирует это представление и описывает устройство загробного мира, с графической определённостью фиксируя все детали его архитектоники. В вводной песне Данте рассказывает, как он, достигши середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, умершей возлюбленной Данте, он без трепета отдается руководству поэта.Вергилий
АД Пройдя преддверие ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб, где пребывают души добродетельных язычников, не познавших истинного Бога, однако приблизившихся к этому познанию и за то избавленных от адских мук. Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры Аристотеля, Эврипида и др.лимбдобродетельных язычниковАристотеляЭврипида
Следующий круг (ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли) заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти. Среди носимых диким вихрем Данте видит Франческу да Римини и её возлюбленного Паоло, павших жертвой запретной любви друг к другу. Франческу да Римини
По мере того как Данте, сопутствуемый Вергилием, спускается всё ниже и ниже, он становится свидетелем мучений чревоугодников, принужденных страдать от дождя и града, скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни, гневливых, увязающих в болоте. За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи (среди них император Фридрих II, папа Анастасий II), тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов, муки которых весьма разнообразны. чревоугодниковрасточителейеретики Фридрих IIАнастасий IIсамоубийцы богохульники
Наконец Данте проникает в последний, 9-й круг ада, предназначенный для самых ужасных преступников. Здесь обитель предателей и изменников, из них величайшие Иуда Искариот, Брут и Кассий, их грызёт своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обречённый на заключение в центре земли. Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы.Иуда ИскариотБрутКассий Люцифер Богаангел
Чистилище Миновав узкий коридор, соединяющий центр земли со вторым полушарием, Данте и Вергилий выходят на поверхность земли. Там, на середине окружённого океаном острова, высится в виде усечённого конуса гора чистилище, подобно аду состоящее из ряда кругов, которые сужаются по мере приближения к вершине горы.
Охраняющий вход в чистилище ангел впускает Данте в первый круг чистилища, начертав предварительно у него на лбу мечом семь P (Peccatum грех), то есть символ семи смертных грехов.семи смертных грехов
По мере того как Данте поднимается всё выше, минуя один круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он уже свободен от знаков, начертанных стражем чистилища.
Круги последнего населены душами грешников, искупающих свои прегрешения. Здесь очищаются гордецы, принуждённые сгибаться под бременем давящих их спину тяжестей, завистники, гневливые, нерадивые, алчные и пр..гордецызавистники гневливые алчные Вергилий доводит Данте до врат рая, куда ему, как не знавшему крещения, нет доступа.
Рай В земном раю Вергилия сменяет Беатриче, восседающая на влекомой грифом колеснице (аллегория торжествующей церкви); она побуждает Данте к покаянию, а затем возносит его, просветлённого, на небо.грифом
Заключительная часть поэмы посвящена странствованиям Данте и Беатриче по небесному раю.
Последний состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планетам (согласно распространённой тогда Птолемеевой системе): сферы Луны, Меркурия, Венеры и т. д., за ними следуют сферы неподвижных звёзд и хрустальная, за хрустальной сферой расположен Эмпирей, бесконечная область, населённая блаженными, созерцающими бога, последняя сфера, дающая жизнь всему сущему.Птолемеевой системеЛуныМеркурияВенерыЭмпирей
Пролетая по сферам, ведомый Бернардом, Данте видит императора Юстиниана, знакомящего его с историей Римской империи, учителей веры, мучеников за веру, чьи сияющие души образуют сверкающий крест;БернардомЮстинианаРимской империи
возносясь всё выше и выше, Данте видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается высшей благодати, достигая общения с Создателем.деву Марию