Родился (16 (28) февраля 1866, Москва 16 июля 1949, Рим ) русский поэт - символист, философ, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук, один из идейных вдохновителей « Серебряного века ».
Родился в семье геодезиста. Окончив Первую Московскую гимназию, продолжил обучение сперва на историко - филологическом факультете Московского университета ( , два курса ), затем в Берлинском университете ( ), где, помимо филологии, много занимался историей, а также философией. На мировоззрение Иванова наибольшее влияние оказали Ницше, Владимир Соловьёв, славянофилы, немецкие романтики ( Новалис, Фридрих Гёльдерлин ).
Много путешествовал начиная с 1891 года объехал значительную часть Европы ( жил некоторое время в Афинах, затем в Женеве ), посетил Палестину, Египет. Жил преимущественно в Италии и России ( окончательно переселился в Италию в 1924 году ). В 1894 году познакомился с Лидией Зиновьевой - Аннибал, поэтессой и переводчицей, спустя пять лет ставшей женой Иванова. Тогда же близким другом семьи Иванова становится М. М. Замятнина ; она оказывала большую помощь поэту вплоть до своей смерти в 1920 году. Ранние сонеты Иванова, описывающие горную природу Ломбардии и Альп, созданы под сильным влиянием поэзии католического мистицизма. Первое выступление в печати Иванова - поэта относится к 1898 году ( большую помощь оказал тогда молодому поэту Владимир Соловьёв, с которым Иванов познакомился в 1896 году ). В годах Иванов знакомится с В. Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом, Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппус, А. А. Блоком.
В 1905 году поэт поселился в Петербурге ; его квартира в доме на углу Таврической и Тверской ( дом 1) улиц (« башня »), в которой по средам собирался кружок младосимволистов, была одним из идейных центров русского символизма, « творческой лабораторией » поэтов ; в литературных « средах » Иванов видел прообраз « соборных » общин. Иванов сотрудничал в журналах « Весы », « Золотое руно », « Труды и дни », « Аполлон », « Новый Путь », руководил издательством « Оры »; участвовал в деятельности Петербургского религиозно - философского общества, публиковался в альманахе « Северные цветы », преподавал ( ) историю древнегреческой литературы на Высших женских курсах. В 1906 году сблизился с С. М. Городецким ; эта дружба дала Иванову новые темы, и в 1907 году он выпустил сборник « Эрос » ( Изд. « Оры », Санкт - Петербург ).
Творческие идеалы Иванов ищет в прошлом ( Античность, Средневековье, в особенности Византия, к искусству которой редко обращались поэты ); там он находит « подлинный » символизм, « органическую » культуру, которую он противопоставляет культуре буржуазной, получившей отражение в творчестве старших символистов. Как теоретик младшей ветви символистов, Иванов нередко выступает с критикой декадентства и импрессионизма, присутствующих в поэзии старших символистов. По Иванову, задача символистов уход от « индивидуального », интимного в искусстве, создание народного, синтетического искусства, которое отступит от иллюзий, ознаменует объективные реальности. Поэт не должен стремиться к уединению, он обязан стать « голосом народа ». Иванов отвергает « парнасский » принцип искусства для искусства и переходит к искусству религиозному, реалистическому ( в противовес идеалистическому ) символизму. В лирике метафору как основной поэтический приём должен заменить религиозный миф, который является высшей реальностью человеческого духа ; в обеспечении этой замены и состоит, согласно Иванову, подлинная задача поэта - символиста.
Трагедия « Тантал »(1904), « Прозрачность ». В 1904 г. написаны статьи « Поэт и чернь », « Ницше и Дионис », « Копье Афины », « Новые маски ». Книга стихов « Нежная тайна »(1912) Сборники его разнообразных статей по вопросам религии, философии, эстетики и культуры : " По звездам " (1909), " Борозды и межи " (1916), " Родное и вселенское " (1917); " Переписка из двух углов " (1921).