Презентацию по философии подготовила Маркова Елена, студентка 2 курса, группы « Е », факультета ТЭСХ
1.Биография 2.Философия 3.Диалектика Гегеля 4.Основные сочинения
Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника Георга Людвига Гегеля ( ), секретаря казначейства при дворе Карла Ойгена, герцога Вюртембергского. Предки Гегеля были лютеранского рода из Каринтии, изгнанные из Австрии в XVI веке, в период Контрреформации и обосновавшиеся в Швабии. В учился в Тюбингенском теологическом институте (богословской семинарии) при Тюбингенском университете, где прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию. Из своих сокурсников был дружен с Шеллингом и Гельдерлином. Был вместе с ними членом студенческого политического клуба, увлекавшегося идеями Французской революции.
профессор философии в университете Гейдельберга (место, которое ранее занимал Якоб Фриз).Получив предложение занять позицию от университетов Эрлангена, Берлина и Гейдельберга, Гегель выбрал Гейдельберг и перебрался туда в 1816 году. Вскоре после этого, в апреле 1817 года, к нему переехал его незаконнорожденный сын Людвиг Фишер (ему было 10 лет). Все детство Людвига прошло в детском доме (мать Людвига умерла) C 1818 профессор философии в университете Берлина (место, которое когда-то занимал знаменитый И. Г. Фихте). В 1818 году Гегель принял предложение министра народного просвещения Германии Карла Альтенштейна занять пост руководителя кафедры философии Берлинского университета, который оставался вакантным с момента смерти Фихте в 1814 году. Здесь он публикует свои Основания философии права (1821). Основным занятием Гегеля стало чтение лекций. Его лекции по эстетике, философии религии, философии права и истории философии были изданы посмертно на основе записей его студентов. Его слава росла, а лекции привлекали студентов со всей Германии и из-за её пределов.В 1830 году Гегель назначается ректором университета. В 1831 Фридрих Вильгельм III наградил его за службу Прусскому государству. После того, как в августе 1831 года Берлин охватила холера, Гегель покинул город, остановившись в Кройцберге. В октябре, с началом нового семестра, Гегель возвращается в Берлин, решив, к сожалению ошибочно, что эпидемия закончилась. 14 ноября он умер. Врачи посчитали, что он умер от холеры, но более вероятной причиной его смерти является заболевание желудочно-кишечного тракта. В соответствии со своим завещанием Гегель был похоронен 16 ноября рядом с Фихте и Зольгером на кладбище Доротинштадт.Сын Гегеля Людвиг Фишер умер незадолго до этого, находясь на службе в Голландской армии в Джакарте. Известие об этом не успело достичь его отца. В начале следующего года утопилась сестра Гегеля Кристина. Литературными душеприказчиками Гегеля стали его сыновья Карл Гегель и Эммануэль Гегель. Карл выбрал профессию историка, Эммануэль стал теологом.
1.В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себяАбсолютный Дух 2. Формальная логика Аристотеля несостоятельна. Вместо неё Гегель предлагает т. н. спекулятивную логику, включающую в себя диалектику науку о развитии. Последнее, согласно ей, проходит три стадии: тезис антитезис синтез (непосредственное тождество противоположность, отрицание разрешение противоречия, основание, опосредственное тождество). Античность тезис. Средневековье это антитезис, поскольку оно отрицает Античность. Новое время синтез Античности и Средневековья. Формальная логика
3. Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть мысли и проекции Абсолютного Духа национальными духами 4. Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал диалектический момент антитезис. Войны 5. Важную роль в развитии истории играют герои воплощения национальных духов. Герой это человек, чьи сверхусилия получают санкцию национального духа. Впоследствии идея героев повлияла как на леворадикальную (концепция революционеров), так и на праворадикальную мысль (фюрер-принцип).
В диалектике Гегеля можно выделить следующие три основных элемента: 1.Попытка обойти Кантово опровержение рационализма 2.Описание развития разума в терминах диалектики 3.Философия тождества
1. Это опровержение, как считает Гегель, имеет силу только для систем, которые являются метафизическими, но не для диалектического рационализма, который принимает во внимание развитие разума и потому не боится противоречий. Кант опроверг рационализм, заявив, что тот непременно приводит к противоречиям. Однако этот аргумент черпает свою силу из закона противоречия: он опровергает только системы, признающие этот закон, то есть пытающиеся избавиться от противоречий. Этот аргумент не представляет угрозы для диалектической системы Гегеля, которая готова примириться с противоречиями.
2. Гегель употребляет слово «разум» не только в субъективном смысле для обозначения определенной умственной способности, но и в объективном смысле для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и т. д. Гегель с наибольшим успехом применил диалектический метод в своих «Лекциях по истории философии».Гегель, видевший в диалектике истинное описание действительного процесса рассуждения и мышления, считал своим долгом изменить логику, с тем чтобы сделать диалектику важной если не важнейшей частью логической теории. Для этого ему необходимо было отбросить «закон противоречия», который служил серьёзным препятствием для диалектики.
3. Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически (как это хорошо видно на примере развития философского мышления), то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, ещё раз разъясняет нам, что закон противоречия должен быть отброшен за негодностью. На основании философии тождества разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат друг другу, также и факты могут противоречить один другому, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям, и поэтому от закона противоречия необходимо отказаться.
1.Феноменология духа (1807)Феноменология духа Философия права (1821) 3.«Философская пропедевтика»Философская пропедевтика 4.Различные формы, которые имеют место в нынешней философии (Mancherlei Formen die beim jetzigen Philosophieren vorkommen, 1801)
Все сочинения Гегеля можно классифицировать согласно делению в «Энциклопедии философских наук»: 1.«Наука логики» 2.«Философия природы» 3.«Философия духа» «Феноменология духа» «Основания философии права» «Философия истории» «Философия религии» «Лекции по эстетике» «Лекции по истории философии»