( гг.) Материальная культура и повседневная жизнь в Молдове
О культурной развитости Молдовы можно судить по устному народному творчеству, памяткам архитектуры и живописи, летописям, археологическим находкам. В период Средневековья в Молдове активно развивалось устное народное творчество. Таким образом, многое о прошлом страны, быте его населения, традициях, войнах и прочих аспектах жизни можно узнать по народным песням, балладам, сказаниям.
Известно, что молдавские мастера умели искусно изготавливать изделия, о чём свидетельствует большая серебряная кадильница в Пу тне, подаренная Стефаном Великим, и некоторые другие изделия из драгоценных металлов. Монастырь Путна
Скульптура в Молдове того времени не получила распространения, так как считалась идолопоклонничеством. Живопись из-за распространённости православия в регионе попала под влияние византийской. Расписывались в основном стены церквей, монастырей, храмов. В настенной росписи стоит отметить гибкость контурного рисунка, спокойный тон повествования, традиционность. Со временем в росписях появилось актуальное содержание, например, политико-религиозное (на изображениях об «Страшном суде» турок причисляли к грешникам).
При церквях организовывались школы. Господарь Василий Лупу вместе с открыл в Яссах первую молдавскую типографию, куда из Москвы, Киева и Львова было завезено оборудование и бумага. Всего в типографии было напечатано 8 книг, среди них «Казания Варлаама» (1643) и первый молдавский сборник законов «Уложение Василе Лупу » (1646). В 1653 годуиз-за политических неурядиц типографию закрыли и вновь она открылась в 1681 при Дософтее. По письменным источникам можно узнать, что широкое распространение в княжестве уже с XIVXV века получила кириллица и летописи писались на старославянском. Позже кириллица сменилась латиницей, а славянский язык молдавским. При господарях-фанариотах некоторые молдавские летописи вообще писались на греческом.
Хорошо развитой была архитектура Молдовы того времени. До наших дней сохранилось большое количество молдавских храмов и крепостей, построенных в Средние века. Прежде основной строительный материало, дерево, было заменено камнем. Также активно развивалась культовая архитектура, были построены многие церкви и монастыри, которые отличались от более ранних строгостью постройки. Из Трансильвании, Польши и Венгрии проникали и западные веяния. Со временем распространились традиции русского зодчества. На территории современных Украины, Румынии и Молдавии сохранились архитектурные памятки Молдавского княжества.
Вторая половина XVII начало XVIII вв. характеризуются подъёмом молдавского зодчества. Тогда были построены Успенская церковь в Каушанах и Дмитриевская церковь в Оргееве. Сохранились и деревянные церкви XVIIIXIX вв. в сёлах Городище, Ворничены, Ротунда и др., которые обычно имеют прямоугольный или 8- гранный крытый шатром сруб.
Строятся мемориальные сооружения: - Арка Победы (1840, архитектор И. Заушкевич) - колонна в память битвы при Кагуле (1845), архитектор Ф. К. Боффо) - часовня в память о походе русской армии, освободившей Болгарию от османского ига (1882).
Арка Победы памятник истории и архитектуры в центре Кишинёва, расположенный на площади Великого национального собрания рядом со сквером Кафедрального собора. Триумфальная арка была сооружена в 1840 году под руководством архитектора И. Заушкевича для размещения колокола весом в 6,4 т, отлитого из трофейных турецких пушек. Арка была возведена в честь победы в Русско-турецких войнах.
Во времена Бессарабской губернии во многих городах было возведено большое количество административных зданий, были построены железные дороги, к началу XX века началось строительство заводов и фабрик.
Молдавские поселения в XVII вв. располагались в основном на берегах, террасах и в долинах рек, на склонах холмов. Наиболее древний тип планировки поселения в Молдавии приречный, или линейный. Со временем появились и другие типы поселений кучевой, или гнездовой, улично- квартальный. Крестьянская усадьба состояла из жилого дома и нескольких хозяйственных построек различного назначения (помещение для скота, для хранения зерна и орудий труда, погреб, летняя кухня и т. д.). Часть усадьбы занималась под сад, огоро д и виноградник. Усадьба окружалась деревянным или каменным забором, а ворота украшались орнаментом.
Если в XIVXVI вв. преобладало однокамерное жильё- землянка или полуземлянка, то в конце XVI начале XVII вв. уже появляется наземное жильё, которое в XVIIXVIII вв. распространяется по всей территории Молдавии. В XIX веке возникает молдавский трёхкамерный дом, состоящий из сеней (тиндэ), жилой комнаты (камерэ де локуит) и «каса маре».
Значительное место в украшении жилых домов занимает художественно обработанное дерево и камень. Народное молдавское жилье различается в разных регионах. В северных районах жилые дома украшают орнаментом больше, чем в южных. На севере дома часто украшаются цветной росписью и украшениями из декоративной прорезной жести. Обязательным элементом является стеклянная веранда. В центральных и южных районах в зданиях сохраняются завалинка и галерея, деревянные столбы или каменные колонны. На юге распространены длинные дома, стоящие торцом к улице, имеющие обычно двухскатную крышу и деревянные столбы или каменные колонны. Интерьер украшают изделиями народных ремесленников.
На первом плане Кишинёва, составленном в 1800 году, видны одноэтажные дома, несколько церквей, озёра, плотины и мосты через реку Бык. Построенная в 1639 году первая церковь святого Николая была разрушена. Старейшие сохранившиеся церкви имеют характерный для молдавской средневековой архитектуры трёхлепестковый план и так называемый «молдавский свод» два яруса арок, поддерживающих барабан с куполом.
Интересны и старейшие кишинёвские церкви: Мазаракиевская (1752).
Церковь Святого Константина и Елены
Благовещенская церковь
К XVII веку к гербу Молдавии стали добавлять регалии господаря: буздуган (булаву) и меч. В качестве примера приводим герб Молдавии времён Антиоха Кантемира. литеры по сторонам герба расшифровываются как "Иоанн Антиох Кантемир воевода божьей милостью господарь земли Молдавской". На гербе Молдавии 18 века появились щитодержатели.
Автор презентации: Владислав Каим Научный руководитель: В. Ф. Хоменская Любите Историю!