Средневековая музыка Лекция 17
Средневековая музыка В средние века Англия была музыкальным центром Европы The Sarum Rite – диалект римского церковного обряда. Зародился в соборе Солсбери. Представлял собой хоровое полифоническое пение, сопровождавшееся примитивным органом (11 век). К 13 веку английское полифоническое пение стало сильно отличаться от континентального. Выработался особый стиль.
Средневековая музыка Самым известным композитором 15 века был John Dunstable (1390 – 1453). Английская музыка того периода влияла на развитие композиционного и исполнительского процесса континентальной музыки. С другой стороны шло влияние со стороны итальянской и французской музыки. Появлялись новые жанры.
Средневековая музыка Основными средневековыми жанрами были: 1.Кэрол 2.Мадригал 3.Лютневые арии (the lute ayre) – песни в сопровождении лютни 4.Semi-opera – музыка к драматическим спектаклям (затем английская национальная опера) 5.Вёрджинальная музыка
Кэрол Одна из самых древних музыкальных форм. Первоначально представлял собой колоритно обставленный обряд, веселый или торжественный, с пением и танцами. Исполняли во время застолья, на открытом воздухе, в торжественном или праздничном шествии. Сольное и хоровое пение чередовались. Из этого обычая возникла ее форма, важной частью которой стал рефрен, который начинал песню и который возвращался после каждой строфы. Содержание было либо религиозным, либо шутливым, развивающимся в форме диалога.
Кэрол Большинство кэрол анонимны. Композиторы часто использовали народные мелодии. Уильям Корниш (1465 – 1523) – композитор при дворе Генриха VIII Тюдора. «Ah Robin» – очень популярная песня. В «Двенадцатой ночи» У. Шекспира ее исполняет шут (в IV акте).
Мадригал Мадригал чисто светское искусство. Пришел из Италии. Английская мадригальная школа возникает в конце 16 века. Крупнейшие представители: Томас Морли (1557 – 1603) – основатель школы. Создал английский тип композиции мадригала. От итальянской традиции сохранилась легкость настроения и танцевальный ритм. Но добавилось национальное полифонической исполнение. Томас Уилкс (1575 – 1623) – более сложный ритм, стиль более мужественный и грубоватый.
Домашний концерт в Елизаветинскую эпоху
The Lute Ayre Джон Доуленд (1563 – 1626) – один из создателей жанра сольной аккомпанированной песни 17 века. Получил известность в Европе как лютнист виртуоз и певец. В его лирических песнях преобладают скорбные настроения: томление неразделенного чувства, горечь разлуки, любовные страдания. Сочинения танцевального жанра : паваны, гальярды, жиги. Сюита из семи паван Lachrimae (слезная или семь слез)
Semi-opera Музыка к драматическим спектаклям. Генри Пёрселл внес в нее принцип оперной драматургии. Лучшие оперы «Дидона и Эней» и «Король Артур».
Вёрджинальное искусство Распространилось в начале 16 века. Вёрджинел (лат. virgula) – английское название небольшого клавесина без ножек. Во время игры ставился на стол, использовался для домашних концертов. Крупнейшие представители вёрджиналистов: Вильям Бёрд (1543 – 1623) Джон Буль Орландо Гиббонис Генри Пёрселл (1659 – 1695) – композитор, выдающийся исполнитель - органист Вестминстерского Аббатства.
Старинные клавесины