Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"» Утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. N 373 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), а также разработанная в соответствии с требованиями ФГОС НОО и рекомендованная Решением Координационного Совета по вопросам организации введения ФГОС при Минобрнауки Примерная основная образовательная программа НОО новые должностные обязанности и требования к профессиональной подготовке новое содержание профессиональной деятельности Нормативно-правовая основа для определения новых профессиональных задач социального педагога
Требования к структуре основных образовательных программ Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ Новая формула образовательных стандартов: система требований
Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность
Основные ожидаемые результаты начального общего образования Основные ожидаемые результаты начального общего образования формирование опорной системы знаний, уни- версальных и специфических для предмета способов действий, обеспечивающих возмож- ность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции
Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций Требования к результатам – системообразующая составляющая ФГОС НОО
Требования к структуре основной образовательной программы НОО Основная образовательная программа НОО должна содержать следующие разделы: пояснительная записка планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы НОО учебный план НОО программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО программы отдельных учебных предметов, курсов программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО
Организация образовательного процесса во вторую половину дня должна способствовать: - Самоопределению обучающихся в нравственной, коммуникативной, гражданско-правовой сферах деятельности; -Развитии индивидуальности каждого обучающегося; -Социализации обучающегося.
Новое содержание профессиональной деятельности социального педагога при переходе на ФГОС НОО профессиональных компетенций: «умение вычленять из педагогических проблем социально- педагогическую составляющую и технологически четко формулировать запрос на собственную деятельность» «умение работать с теоретической информацией и использовать ее в педагогической практике» «владение навыками организационно-деятельностного консультирования» «владение навыками, связанными с реализацией и управлением проектом» владение методами активного социально-психологического обучения (групповая дискуссия, ролевая игра, деловая игра и др.) «умение вовремя и в нужном объеме предоставлять соответствующую педагогической задаче социальную информацию»
Новое содержание профессиональной деятельности социального педагога при переходе на ФГОС НОО проведение учебных курсов социально-педагогической, профориентационной тематики в рамках внеурочной деятельности требует профессиональных компетенций: «умение ставить задачи социально-педагогического образования и находить пути их решения (чему учить и как?)»; «владение навыками сценирования образовательных мероприятий»; «владение современными образовательными технологиями»; умение адаптировать программы к различным группам обучающихся; владение методикой проведения внеурочных мероприятий
Новое содержание профессиональной деятельности социального педагога при переходе на ФГОС НОО участие в системе комплексного психолого медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках Программы коррекционной работы предполагает работу социального педагога и требует профессиональных компетенций: владение методами и приемами работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья умение работать в команде специалистов, в том числе и в рамках психолого-педагогического консилиума, и др. оценка уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий и ограниченная оценка достижения результатов в личностном развитии предполагает работу в рамках модели деятельности социальный педагог-консультант и требует профессиональных компетенций: «компетентность в социально диагностических процедурах, мониторинговой и аналитической деятельности» «умение давать рекомендации на педагогическом и управленческом языке» и др.