В ходе реализации основных направлений Комплексного проекта модернизации образования в образовательном учреждении МБОУ «СОШ 8» с августа 2007 года началась работа по созданию Управляющего Совета школы
-достижение эффективности системных изменений и инновационных процессов в образовательной деятельности на основе созидательного сотрудничества государственных органов управления образовательным учреждением и взаимодействующих с ним гражданских институтов; - развитие гармоничных социальных отношений субъектов управления образованием на основе их согласия и самоуправления. Дальние цели:
Ближние цели: активное и системное функционирование коллегиальных органов управления; обеспечение необходимых условий для самореализации каждого участника образовательного процесса;
Задачи управляющего совета: определять основные направления (программы) развития общеобразовательного учреждения, особенностей его образовательной программы; повышать эффективность финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения; содействовать созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса; осуществлять контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении;
разработать нормативное обеспечение развития государственно-общественного управления образовательным процессом в школе; поддерживать взаимодействие (объединение и координацию) организационно-управленческих функций государственных и общественных органов управления; добиваться активного участия в управлении образовательным процессом обучающихся и их родителей (законных представителей); обеспечить соответствующие условия для проведения общественной экспертизы качества обученности учащихся общественными экспертами;
Совершенствовать систему самоуправления школы, педагогов, обучающихся и их родителей, что означает: – возможность каждого участника образовательного процесса ощущать непосредственную причастность к решению общих вопросов, к соблюдению и защите прав человека; – наделение каждого органа самоуправления реальными властными полномочиями; – взаимодействие на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления; – создание системы поддержки ученического самоуправления, расширение сферы активной социально значимой деятельности детей, психолого-педагогическое и методическое сопровождение ученического самоуправления.
Приемы и подходы: Внедрение в систему государственно-общественного управления социальных технологий, ориентированных на: обеспечение доступности качественного образования; развитие системы государственно-общественного управления в школе; формирование условий для внедрения новых моделей управления ОУ; внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности ОУ и повышение эффективности использования бюджетных средств; моделирование условий, позволяющих максимально полно удовлетворять социальные запросы субъектов образовательного процесса и местного сообщества; обеспечение условий для участия представителей местного сообщества в проектировании перспективных направлений деятельности образовательного учреждения, механизмов внешней оценки эффективности деятельности школы.
Основные идеи: 1. Демократизация образовательного процесса; 2. Общественно-ориентированное образование; 3. Личностно-ориентированное образование; 4. Реализация принципа универсальности образования; 5. Сохранение физического, психического, социального здоровья всех субъектов образовательного процесса; 6. Самореализация участников образовательного процесса; 7. Реализация принципа гуманизации, социализация образования.
Структура управления и система взаимодействия компонентов управления Общественно- профессиональный компонент Педсовет Научно-метод. совет Медико-психолого- социальная служба Общественный компонент Родительский комитет класса Управляющий совет Попечительский совет Административный компонент Административный совет Ученическое самоуправление Совет класса Совет лидеров школы
В Управляющий Совет школы входят 17 членов Работники школы – 5 человек Родители – 7 человек Учащиеся – 3 человека Представители общественности 2 человека Состав Управляющего совета
Формы работы: Интерактивные (публичный отчёт; сайт; электронные дневники; электронная почта); Традиционные (родительские собрания; совместные мероприятия; творческие конкурсы; тематические классные часы; праздники). Просветительские (лектории; использование СМИ; выпуск школьной газеты «Переменка»)
Трудности УС - стремление к построению вертикально- иерархических отношений с лицами и организациями; - опасность понимания развития государственно- общественного взаимодействия как усиления одной из сторон в интересах другой или как нового перераспределения функций управления; - у представителей местного сообщества слабо развиты навыки гражданско-правовой, информационно-технологической культуры; - искажение основной идеи общественной экспертизы качества образования, формализация.
Решение трудностей 1.Тесное взаимодействие с другими ОУ, социальными партнерами. 2.Организация и проведение совместных семинаров, тренингов, конференций, публикации в СМИ, выпуск специальной методической литературы, - проведение мероприятий в целях распространения опыта работы ОУ.
Решение трудностей Создать в школе центр дополнительного образования родителей – своеобразный родительский университет. Направления работы с родителями:- организация факультетов заинтересованных в соответствии с потребностями родителей; - посещение занятий добровольное, выбор факультетов зависит от личных предпочтений родителей: Факультет менеджеров образования; Факультет фандрайзинга; Факультет общественной экспертизы и оценки проектов; Факультет по связям с общественностью и PR-кампании; Факультет социальных исследований; Факультет правовых знаний.
Ресурсы: Нормативно-правовые Кадровые (высокий уровень мотивации и профессионализма); инновационные (использование современных педагогических технологий); общественная форма управления (Педагогический совет, Управляющий совет, родительские комитеты, Попечительский совет).
Этап реализации Мероприятия Развитие программы действий по привлечению необходимых ресурсов для реализации основного этапа программы Усовершенствование существующей модели государственно- общественного управления Проведение обучающего семинара: с учителями, родителями, учениками, представителями общественности для разъяснения сути работы, поддержка инициативных групп Реализация инновационного проекта «Родительский университет" с целью обучения родителей навыкам управленческой деятельности Обновление пакета нормативно-правовых документов Создание компьютерной программы и оценочных листов для проведения независимой экспертизы деятельности ОУ Своевременное обновление странички на сайте и размещение на ней информации по реализации плана действий Информация в СМИ о деятельности в рамках реализации программы действий
Реализация основных действий. Эффективная деятельность государственно-общественного управления Организация учебных мест для обучения родителей Организация обмена опыта работы с ОУ города и республики Оценка эффективност и и анализ результатов, обобщение и ассимиляция опыта. Создание методической литературы, обобщающей опыт по развитию государственно-общественного управления, и ее издание Итоговое мероприятие с привлечением общественности, социальных партнеров школы, СМИ.
Реализация плана действий позволит: – активизировать участие общественности в управлении образовательным учреждением; – обеспечить механизмы взаимодействия органов управления, социальных партнеров в формировании и эффективной поддержке выполнения социального заказа образовательным учреждением; – обеспечить доступность качественного образования, защиту прав и интересов участников образовательного процесса; – воспитывать личность, обладающую конкурентными преимуществами в самореализации и саморазвитии; – развивать принципы демократизации и гуманизации управления образовательным учреждением; – способствовать становлению и развитию активной гражданской позиции населения области в отношении образования как приоритетной сферы общества.