Методика работы над текстовыми задачами Деятельностная игра
ЭТАП 1 УМЕНИЯОПЕРАЦИОННЫЙ СОСТАВ Анализировать задачу Проводить первичный анализ текста (представление задачной ситуации, выделение условия и требования, опорных слов). Выделять известные, неизвестные, искомые величины. Устанавливать связи между данными и искомыми величинами. Конструировать модели задачной ситуации (предметные, схематические, графические) и соотносить элементы задачи с элементами модели. Устанавливать полноту данных задачи (достаточность, недостаточность, избыточность). Узнавать типы задач Проводить поиск планаРаскладывать основную задачу на простые. Решения задачи Переводить зависимость данных и искомых величин на математикена математический язык. Выбирать рациональные способы решения задач. Проводить рассуждения аналитическим и синтетическим способом. Активизировать необходимые для решения задачи теоретические знания. Реализовать найденный планОпределить адекватность построенной математической модели решения задачиисходной задаче. Рационально выбирать математические связи между величинами. Устанавливать соответствие промежуточных и конечного результатов. Оформлять решение. Осуществлять контрольОпределить соответствие полученных результатов исходной задаче. И коррекцию решенияВыполнять проверку решения разными способами. ЗадачиНаходить другие способы решения задачи. Оценивать полученные при решении результаты. Обобщать результаты решения.
Этап 3 Этап решения задачи Номер этапа (отметка педагога) Выполнение плана решения задачи 4 Ознакомление с содержанием задачи, анализ содержания задачи 1 Составление краткой записи, схемы задачи 2 Проверка полученного решения 5 Формулировка ответа к задаче 7 Последующая работа над задачей 8 Исследование задачи 6 Поиск способа решения задачи, составление плана 3
Этап 4 Промежуточный результат 1- й группы Промежуточный результат 2- й группы 1.Прочитайте условие. 2.Прочитайте вопрос. 3.Что известно? 4.Что следует найти? 5.Выберите нужное математическое действие. 6.Запишите решение. 7.Запишите ответ. 1.Известно… 2.Спрашивается… 3.Объясняю… 4.Решаю… 5.Ответ… Примерные варианты составления планов решения задач:
Этап 4 Доработанный алгоритм решения текстовых математических задач: 1.Прочитай задачу, представь то, о чем говориться в задаче. 2.Запиши задачу кратко, если необходимо, сделай чертеж или схему. 3.Объясни, что показывает каждое число, и назови вопрос задачи. 4.Подумай, какое число должно получиться в результате (например, больше или меньше, 5. чем данные числа и т.д.). 6.Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? 7.Что нужно узнать сначала? Что потом? Составь план решения задачи. 8.Выполни решение. 9.Проверь ответ и ответь на вопрос задачи. 10.Подумай: можно ли решить задачу другим способом? 11.Подумай: при каких условиях число в ответе задачи получилось бы больше? Меньше?