Реализация творческого потенциала учителя в условиях введения ФГОС Иоффе А.Н., д-р педагогических наук
Смысл образования На свете ни единому уму, имевшему учительскую прыть, глаза не удалось открыть тому, кто сам не собирался их открыть. И. Губерман
Требования к методике преподавания с введением ФГОС нового поколения 1. Компетентностный подход и комплексный характер (универсальные учебные действия, результативность и получение опыта). 2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание (понимание) направленности своей деятельности. 3. Метапредметный подход. 4. Тесная связь обучающей и воспитательной направленности образования. 5. Расширение информационного поля и поиск информации из разных источников. 6. Дискуссионный и открытый характер преподавания. 7. Связь с повседневной жизнью (через анализ ситуаций, обсуждение). 8. Повышение мотивации к образованию и к самообразованию.
Моделирование занятия
Традиционные элементы структуры урока 1. Изучение нового материала. 2. Закрепление пройденного. 3. Контроль и оценка знаний. 4. Домашнее задание. 5. Обобщение и систематизация знаний. (учебник Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого)
БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (нелинейная модель) Организацион- ный блок Мотивацион- ный блок Информацион- ный блок Рефлексив- ный блок Аналитичес- кий (практи- ческий) блок Оценочный блок
ПАССИВНАЯ СТРАТЕГИЯ (линейное воздействие)
АКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ (линейное взаимодействие)
ИНТЕРАКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ (круговое взаимодействие)
Использование стратегий в преподавании
Организационный блок Аннотация (описание сути занятия). Цель, задачи, ожидаемые результаты Краткий план занятия Основные понятия Инструкции и пояснения (задания, правила работы) Вводное слово учителя (тезисы) Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) Ресурсное обеспечение Конструирование пространства
Цель занятия – ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»; - обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата); - абстрактный характер и ценностное наполнение; - может относиться к теме и к курсу в целом (спор в педагогике о наличии цели у отдельного урока); - может формулироваться в виде отглагольного существительного (развитие, становление, создание, формирование, воспитание, понимание и т.п.); - имеют разную ценностную направленность: к знаниям, умениям, отношениям и т.д. Возможные виды целей: - дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний, термин «образовательные» является неточным – излишне широким); - развивающие (связаны с умениями); - воспитательные (могут формулироваться и как ценностные).
Задачи в структуре занятия - комплексные направления действий (состоят из нескольких конкретных заданий); - формулируются через глаголы (объяснить, обобщить, узнать, сравнить, подвести итоги, проверить, применить на практике, сопоставить, обсудить, оценить, поставить проблему и т.п.); - относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии); - задачи отражают деятельность учителя и учащихся на каждом этапе занятия.
Ожидаемые результаты - связаны с целями и задачами; - соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения и ценностных ориентиров; - включают количественные и качественные показатели; - имеют конкретный и проверяемый характер; - формулируются от учащихся: «В результате занятия учащиеся смогут…»; - могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися; - возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.
Примеры формулирования ожидаемых результатов В результате занятия учащиеся смогут: - давать определение понятиям (перечисление), - называть не менее 4-х характеристик явления, - приводить не менее 3-х примеров по теме (событию), - назвать не менее 3-х причин события, - сформулировать аргументы или контраргументы по вопросу, - занять позицию или высказать собственное мнение, - сформулировать не менее 3-х вопросов разных видов по теме - …
Мотивационный блок Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели «Чем абстрактнее истина, которую ты хочешь преподать, тем сильнее ты должен обольстить ею еще и чувства» (Ф. Ницше) Интерес (введение в тему, «якорь», «крючок», «подкидная доска») Проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие – учебная задача: акцентирование внимание на главном, локализация изучаемого материала)
Способы мотивации на занятиях 1. Рассмотрение ситуации (реальной или выдуманной). 2. Зрительный образ, изображение (рисунок, график, фотография, карикатура, символ и т.п.). 3. Работа с понятием (смысловой ряд терминов, пропущенные слова, образ понятия, «лишнее» понятие). 4. Рассмотрение текстов художественной литературы (межпредметные связи, определение проблемы, выделение основных мыслей, заголовок и т.п.). 5. Проведение игры (подготовленной или спонтанной). 6. Обсуждение афоризмов, пословиц, мудрых мыслей. 7. Ответы на загадки и проблемные вопросы (для индивидуальной работы или проведения мозгового штурма). 8. Изучение предметов материальной культуры и быта. 9. Нестандартное поведение (провокации, оригинальность). 10. Использование видеосюжетов и мультимедийных ресурсов.
Информационный блок Пути получения информации - Аудиальный. - Визуальный. - Кинестетический. - Синергетический. …
Способы передачи информации 1. Лекция (монолог, рассказ – но не следует пересказывать учебник). 2. Беседа (развернутые ответы на вопросы, рассуждения, пресс- конференции и т.п.). 3. Работа с документом (индивидуальное чтение, анализ или групповой обсуждение, постановка вопросов и поиск ответов, выделение главного, формулирование выводов и т.п.). 4. Обмен опытом (социальным и другим, в том числе и через проведение исследования). 5. Интернет коммуникация (электронная почта, поисковые сайты, скайп, видео-конференции, вебинары). 6. Моделирование информации (данные в виде таблицы, графика, схемы, диаграммы, символических рисунков). 7. Видеосюжет (документальный фильм, отрывок из художественного фильма, учебный фильм и т.п.). 8. Экскурсия (наблюдение, посещение музея, виртуальная экскурсия).
Аналитический (практический) блок Различные способы анализа информации (выстраивание причинно-следственных связей, выделение главного, рейтингование, оценивание, формулирование вопросов и т.п.) Обобщение Обсуждение Сравнение Синтез Выбор (отбор) Творчество (деятельность по созданию нового продукта – учебного, социального, творческого, исследовательского)
Оценочный блок Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) Самооценка Взаимооценивание Экспертиза
Результаты оценивания на занятии Доброжелательность оценок. Конструктивность оценки (предложения по изменениям). Уважение человеческого достоинства и личностных особенностей. Развивающий и дифференцированный характер оценки (опора на индивидуальные достижения). Умение опираться на сформулированные и открытые для всех критерии оценивания (договоренность о критериях). Признание других точек зрения и позиций (толерантное отношение к различиям). Отделение оценивания результатов деятельности от оценок личности. Использование различных форм оценивания (в том числе самооценки и взаимооценивания).
Рефлексивный блок Отношение к произошедшему Выделение трудностей Присвоение опыта Вопросы: Что нового узнал? Что было интересным? Что оказалось сложным? Зачем это мне нужно знать и уметь? Что я понял? Какие идеи появились? Что нового узнал? Как изменилось мое отношение к чему-то?
Характеристики образования с позиции ФГОС второго поколения - результативное; - деятельностное; - компетентностное; - проектное; - универсальное; - системное; - мотивирующее; - развивающее (открытое); - рефлексивное; - конструктивное; - индивидуальное; - многовариантное… -