«Безопасность вашего ребёнка» Подготовила Молодова Екатерина Ивановна воспитатель АМДОУ «Детский сад комбинированного вида 5 «Солнышко»
Количество аварий, катастроф в мире растёт ежегодно, не смотря на усилия специалистов самых разных направлений. Способность человека обеспечить свою безопасность в реальных природных, техногенных и социальных условиях опустилась до недопустимо низкого уровня, выявилась необходимость усиления подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению ими активной гражданской позиции в сфере безопасности.
Ежегодно в России более одной тысячи детей гибнут и около 25 тысяч получают различные травмы в дорожных происшествиях. Одна из задач воспитания и обучения детей в ДОУ – подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению). Каждый 14-й пожар происходит вследствие детской шалости. Ежегодно в них гибнут сотни детей. Согласно статистике МВД РФ, в России ежегодно находится в розыске более 350 тысяч детей. Судьбу каждого пятого выяснить так и не удается. По данным российского отделения Детского фонда ООН ЮНИСЕФ, за последние несколько лет количество пропавших в стране детей увеличилось на 25 %. Особую роль при создании обучающей среды играет использование технологий и методов обучения. Здесь Важно отметить роль игровых технологий, а в качестве основных методов обучения рекомендуется использовать методы проблемного изложения информации и моделирования.
Идея: создание системы непрерывного воспитания и образования в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.
Задачи: создавать условия по ознакомлению дошкольников с осно вами безопасного поведения; воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях; формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях; учить детей регулировать свои поведенческие реакции; учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих; развивать у детей самостоятельность и ответственность; развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения; обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.
Мы провели диагностику (вниманию предлагается таблица уровня показателей ЗУН детей по ПДД и методика выявления), которая показала: 38 % -воспитанников плохо владеют информацией о собственной безопасности; 23 % - не знают как вести себя в опасных ситуациях; -39 % - знают правила, но не применяют их. Провели анкетирование родителей (предлагается анкета).
Результаты показали, что родители заинтересованы в обеспечении безопасности своих детей, но не всегда знают как и что следует предпринять. С учетом этого мною была поставлена задача: -научить воспитанников адекватному поведению в сложных, опасных ситуациях, повысить их компетентность в вопросах личной безопасности. Реализация проекта осуществлялась в течение года в 3 этапа Незнакомые люди Пожарная безопасность Безопасная дорога
I этап – сентябрь,октябрь,ноябрь. Тема – незнакомые люди – расширить знания детей о ситуациях опасности при контакте с незнакомыми людьми. II –декабрь, январь, февраль. Тема «Пожарная безопасность». -научить дошкольников правилам поведения во время пожара, а главное – формирование знаний о том, как его не допустить. III этап –март, апрель, май. Тема «Безопасная дорога». -обобщение и систематизация знаний детей о правилах дорожной безопасности; -воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки.
В течение этого времени с детьми была проведена следующая работа: -беседы «Если чужой приходит в дом», «Как оказать помощь?», «Какие грибы несъедобные» и др., -чтение художественной литературы -НОД на заданные темы по познавательному развитию, по изодеятельности -викторины -дети отгадывали кроссворд -
Очень большое внимание уделялось играм: -настольно печатным, -дидактическим, -сюжетно-ролевым.
Предметно-развивающая среда: уголок безопасности; познавательно–агитационные материалы; иллюстративные стенды для детей и взрослых. подборка литературы; подборка иллюстрационного материала; информационный уголок для родителей;
Для повышения педагогической компетентности родителей были изготовлены: -памятки для родителей ( памятки прилагаются) -папки-передвижки (вниманию предлагается папки-передвижки) - «Уголок безопасности» В конце проекта была проведена итоговая диагностики детей. 88 % -воспитанников владеют информацией о собственной безопасности; 90 % - знают как вести себя в опасных ситуациях; 9 % - знают правила, но не применяют их. Анализ полученных результатов и их сравнение с данными первой диагностики, показали, что уровень знаний детей повысился Таким образом, проект «Безопасность вашего ребенка, показал необходимость формирования компетентности в вопросах личной безопасности детей и их родителей, а также актуальность систематической работы по данному разделу.
Анкета для родителей"Безопасность вашего ребенка" Уважаемые родители! Для того чтобы оценить актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности вашего ребенка и целесообразность проведения специально организованных занятий по данной теме, просим вас ответить на сле дующие вопросы. 1. Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, природе? (Приведите пример) _ 2. Если бы ребенок заранее знал о последствиях своего поведения, смог бы он избежать опасности?. 3. Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными предметами? (Приведите пример) Говорите ли вы с ребенком о правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми? (Приведите пример) Знает ли ваш ребенок некоторые правила дорожного движения? (Какие?) б. Формируя безопасное поведение ребенка, вы действуете: путем прямых запретов: "не трогай", "отойди", "нельзя"; пытаетесь подробно объяснить ситуацию; поступаете иначе
7. Поощряете ли вы ребенка за соблюдение правил безопасного поведения? Каким образом? 8.Придерживаетесь ли вы сами данных правил? всегда; часто; иногда; редко; никогда. 9. Целесообразно ли проводить специально организованные занятия с детьми по основам безопасности жизнедеятельности в детском саду? 10 Какие темы занятий по ОБЖ вы считаете наиболее актуальными? "Ребенок и незнакомые люди"; "Ребенок дома"; "Ребенок и природа"; "Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка"; "Ребенок и дорога"; "Ребенок и огонь"; "Ребенок и животные". 11. Готовы ли вы принимать участие в обсуждении данных тем, проведении различных мероприятий, а также поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения вне детского сада? 12. Ваши пожелания________________________________________ Благодарим за сотрудничество!
Темы консультаций и бесед с родителями: - Причины и условия, влекущие за собой дорожно- транспортные происшествия с участиемдошкольников. - Психофизиологические и возрастные особенности поведения дошкольников на улице. - Как научить ребенка наблюдательности на улице.
Памятка для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице» - Находясь на улице с дошкольником, крепко держите его за руку. - Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять, нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите, не приближается ли транспорт. - При движении по тротуару держитесь подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части. - Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках. - При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транс порта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.
Памятка для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице» - Учите ребенка всматриваться в даль, пропускать приближающийся транспорт. - Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность: едет легковой автомобиль или мотоцикл на большей скорости. Поэтому лучше подождать, если не уверены, что нет скрытой опасности. - Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части. - Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта. - Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП. Помните, что ребенок обучается движению по улице, прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный опыт!
Памятка для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» - Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом. - Игры на проезжей части и возле нее. - Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дорог - Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигнал светофора. Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий. - Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади. - Незнание правил перехода перекрестка. - Хождение по проезжей части при наличии тротуара. Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта. Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта.
Памятка для родителей «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта» - Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Объясните ребенку, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус) и т. д. На остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть. - Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны. - При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.
Памятка для родителей-водителей «Правила перевозки детей в автомобиле» Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется Вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи). Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья. Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.