ФГОС основного общего образования. Основные понятия и технологии. Установочный семинар
Первое направление – обновление образовательных стандартов Второе направление – построение системы поиска и поддержки талантливых детей Третье направление – развитие учительского потенциала Четвёртое направление – развитие школьной инфраструктуры Пятое направление – сбережение и укрепление здоровья школьников Шестое направление – самостоятельность образовательных учреждений
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ЛичностноеОбщекультурное Социальное Развитие ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность
Стандарт второго поколения как совокупность трех систем требований К структуре основных образователь ных программ К условиям реализации основных образователь ных программ К результатам освоения основных образователь ных программ
- ориентирован на практические навыки; - способен искать и применять знания; - умеет реализовывать проекты и построить собственную индивидуальную образовательную траекторию; - владеет фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. - должен стать исследователем; - консультантом; - руководителем проекта и образовательных траекторий учащихся; - владеет культурой поиска, дискуссии и обновления; - реализует компетентностный подход в преподавании. Образовательные стандарты второго поколения
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
С8 ? Ключевые изменения ФГОС 1)Ориентация на результаты образования (предметные, метапредметные и личностные). 1) Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся: …метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия…, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Что такое УУД ? Виды УУД.
Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта Совокупность действий учащегося, обеспечивающих … способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Понятие УУД Асмолов А. Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты
Виды УУД, которыми должны овладеть учащиеся Регулятивные Познавательные Личностные Коммуникативные
Механизмы формирования УУД на основе ТДМ»
I Мотивация к учебной деятельности 1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразования. Требования к этапуУУД
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). Регулятивные: контроль, коррекция. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания. Требования к этапуУУД
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Требования к этапуУУД
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. Познавательные: общеучебные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль, прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением), волевая саморегуляция. Требования к этапуУУД
III Выявление места и причины затруднения 1) Организовать восстановление выполненных операций. 2) Организовать фиксацию места, где возникло затруднение. 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами. 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
IV Построение проекта выхода из затруднения Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Требования к этапуУУД
IV Построение проекта выхода из затруднения 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Познавательные: общеучебные: знаково- символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Требования к этапуУУД
V Реализация построенного проекта 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение разрешать конфликты; умение выражать свои мысли. Требования к этапу УУД
V Реализация построенного проекта 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание; моделирование; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование; УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Требования к этапу УУД
V Реализация построенного проекта 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание; моделирование; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование; УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Требования к этапу УУД
VI Первичное закрепление во внешней речи Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Требования к этапу УУД
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки. 3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Требования к этапу УУД
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. Регулятивные: оценка – оценивание качества и уровня усвоения. Требования к этапу УУД
VIII Включение в систему знаний и повторение 1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Регулятивные: прогнозирование. Требования к этапу УУД
IX Рефлексия учебной деятельности 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция. Требования к этапу УУД
IX Рефлексия учебной деятельности 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование. Требования к этапу УУД