Структурные изменения уроков русского языка и литературы на этапе подготовки к внедрению ФГОС второго поколения основного общего образования. Выступление председателя МО русского языка и литературы ГБОУ СОШ 72 Сериковой О.Ю.
Системно-деятельностный подход Основная педагогическая задача в условиях ФГОС – организация условий, инициирующих детское действие.
«Учусь учиться» Для включения школьника в активную познавательную коллективную деятельность на уроках русского языка и литературы необходимо: связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся
«Учусь учиться» планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно- исследовательских методов
«Учусь учиться» привлекать для обсуждения лингвистический опыт учащихся; оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Структура уроков русского языка и литературы в технологии деятельностного подхода: 1. Организационный момент: включение учащихся в деятельность; выделение содержательной области; 2. Постановка учебной задачи: актуализация ЗУН и мыслительных операций; создание проблемной ситуации; выявление и фиксирование в речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока; 3. «Открытие» учащимися нового: организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма действий; 4. Первичное закрепление; 5. Самоанализ и самоконтроль; 6. Рефлексия.
Создание проблемной ситуации побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом, вызывающей удивление учащихся; постановка учебной задачи, основанной на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и вызывающей затруднения у учащихся.
Методы решения проблемы побуждающий от проблемной ситуации диалог (общее побуждение, подсказка, сообщение); подводящий к открытию знания диалог (система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к осознанию темы урока)
Использование технологий деятельностного подхода позволяет проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются коммуникативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции, развивается чувство сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя и окружающих.
Сравнительный анализ подачи материала Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения Учитель сообщает тему урока: «Сегодня мы будем изучать…» Урок начинается с постановки проблемы: «Рассмотрите… «С одной стороны,… а с другой…» «Что удивляет?» «В чём затруднение?» «Что надо узнать?»
Практика Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Буквы о-а в корне –лаг-, -лож-». 1) Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и два словосочетания на новое правило. Проверяем написанное. А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы: – Какое было задание? (вставить пропущенную букву) – Какое правило применяли? (безударная гласная в корне) – Все слова смогли проверить? (нет) – Почему? (правило не подошло) – А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше делаем разбор по составу) – Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях –лаг-, - лож-) Запишите тему урока.
Сравнительный анализ подачи материала Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения Объяснение учителя: «Итак, слушаем внимательно…» Поиск и нахождение решения: «Определите сами…», «Подумайте, как можно ответить на вопрос…» «Определите, как можно объяснить языковое явление, применяя уже знакомое вам правило…»
Практика 2) Движение темы в 5 классе На доске даны слова, написанные в 2 столбика с –лаг- и –лож- Дальше подводящий диалог: -Найдите существенный признак, определяющий условия написания (дети выдвигают гипотезы – согласные Г и Ж; наличие и отсутствие суффикса, наличие ударного ГА и др.) -Сделайте вывод - сформулируйте правило - Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. А в учебнике правило дает не все признаки. А где правило звучит более четко: в учебнике или то, которое вывели вы сами?
Сравнительный анализ подачи материала Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения Заучивание материала: «Выучи, перескажи, повтори…» «Придумай схему…» «Зарифмуй правило…» «Составь опорный конспект…»
Вывод Таким образом, проблемно-деятельностное обучение – это обучение, обеспечивающ ее творческое усвоение знаний учащимися, специально организованное учителем. Сначала он в форме диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, т.к. нельзя не понимать то, до чего додумался сам.