Влияние стиля общения педагога на формирование у детей отношения к учебе, сверстникам Педагог-психолог Трухнина Г.В.
Виды эмоционального отношения воспитателя к воспитанникам Поощряющее отношение (демократический стиль) Формально требовательное отношение (императивный, авторитарный стиль) Непоследовательный стиль отношений (либерально попустительский стиль)
Эмоциональное переживание оценки взрослого формируется у ребенка только в том случае, если он чувствует себя объектом воспитания и уважения со стороны этого взрослого(педагога). Если ребенок не получает положительного эмоционального отклика своих усилий со стороны взрослого, то это быстро истощает его волевые усилия и он бессознательно стремится снять это утомление (обращается по любому поводу к сверстнику, «улетает» в свои мечты и т. п.)
Дошкольник принимает воспитателя за нравственный образец, независимо от эмоциональной привлекательности педагога. Дети копируют поведение педагога особо выделяя поведенческие штампы, свидетельствующие о власти. По тому, как дети изображают воспитателя в игре можно судить о стиле отношения воспитателя к детям. Даже спокойные, неагрессивные дети в роли конкретного воспитателя позволяют себе резкие, суровые интонации, порицание сверстников.
Младший школьник находится в еще большой эмоциональной зависимости от учителя, т.к. учитель становится значимым взрослым, в большей степени, чем родители. Оценка учителя, стиль общения с учениками определяет их поведение в классе и влияет на самооценку.
Демократический стиль общения развивает установку на положительную рефлексию. Ребенок начинает стеснять ся замечания, стремится к выполнению правил, чтобы им были довольны и педагог, и родители. В последующем стремится строить свое поведение так, чтобы оно помогало работе всего класса.
Приемы, эффективные в дошкольном и младшем школьном возрасте Демократический (поощряющий) стиль общения педагога с детьми (доброжелательный, справедливый, равноправный для всех детей) Разъяснение значения выполнения правил поведения и контроль за выполнением.
Позитивная оценка поведения учеников в целом и обязательная положительная оценка каждого из учеников. Видеть не только отрицательные поступки, но и положительные, отмечать эти положительные, хвалить ребенка за что-то, видеть в ребенке что-то хорошее. Образец нравственного поведения учителя (воспитателя). Беседы нравственного содержания. Игры и игровые упражнения для развития коммуникативных навыков
Благодарю за внимание