Формирование пространственного мышления на уроках географии при выполнении практических работ.
Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание и оперирование пространственными образами в процессе решения различных практических и теоретических задач. Роль ПМ - обеспечение ориентации человека в реальном (физическом) и теоретическом (картографическом) пространстве (видимом или воображаемом).
Формирование ПМ эффективно влияет на общее интеллектуальное развитие человека, служит средством практического познания предметов и явлений действительности, обеспечивает успешное овладение теоретическими знаниями, в основе которых лежит оперирование различными графическими моделями.
Пространственное мышление обеспечивает в ходе познания выделение в объектах и явлениях действительности пространственных свойств и отношений (формы, величины, направления, протяженности и т. п.), создание на этой основе пространственных образов и оперирование ими в процессе решения задач.
Н.Н. Баранский: «Карта есть альфа и омега географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит» В процессе работы с картой формируется географический образ как основа пространственного мышления
ГО – это устойчивые пространственные представления, которые формируются в различных сферах культуры в результате какой-либо человеческой деятельности (как на бытовом, так и на профессиональном уровне).
Задания на определение географического объекта по описанию: 1. Вся территория этой республики находится в пределах равнины. Крупнейшая река страны протекает по территории ещё двух стран-соседей. У устья этой реки расположена столица страны. К западу от устья на 30 км вдоль песчаного морского берега вытянулся город-курорт. (7 класс, тема «Страны Восточной Европы»)
2. Центр региона – самый восточный в России город-миллионер, крупнейший в Сибири научный центр. Это важный сельскохозяйственный район Сибири. На реке Оби построена единственная ГЭС района. Здесь находится крупнейшее в Западной Сибири бессточное слабосоленое озеро. (9 класс, тема «Западная Сибирь»)
Задания на анализ и выявление причин влияющих на размещение каких-либо географических объектов. Используя рисунок «Зональная специализация сельского хозяйства» в учебнике, объясни специализацию одной из природных зон России. Природная зона – специализация сельского хозяйства; Является ли специализация района вашего проживания типичной для природной зоны, в пределах которой она находится? Свой ответ аргументируйте. (9 класс, тема «АПК»)
Задания на составление характеристики географического объекта 1.Описание политико- географического положения страны по плану. (10 класс, тема «Политическая карта мира») 2.Характеристика морей по плану (6 класс, тема «Мировой океан»)
Задания на сравнение географических объектов Сравните обеспеченность водными ресурсами европейскую и азиатскую части России. Заполните таблицу. План характеристики Европейская частьАзиатская часть Крупнейшие реки Характер течения и режим рек Водоносность рек (речной сток) Средняя плотность населения Крупнейшие города
Задания на соответствие. Пользуясь атласами, определите, на каких реках расположены перечисленные города России. ГородРека Москва Нижний Новгород Омск Новосибирск Уфа Челябинск