Конструирование в курсе «Геометрия во 2 – 4 классах». Составила Кошель Екатерина Алексеевна учитель начальных классов МОУ «СОШ 21 с углублённым изучением немецкого языка» г. Сыктывкар 2011 год
Цели обучения геометрии в начальной школе: Формировать правильные геометрические представления; Формировать правильные геометрические представления; Развивать пространственное мышление, как разновидность образного; Развивать пространственное мышление, как разновидность образного; Формировать пространственные представления и воображения. Формировать пространственные представления и воображения.
Задачи курса « Геометрия во 2 – 4 классах»: познакомить с геометрическими фигурами (точка, линия, луч, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, параллелограмм, ромб, трапеция; пространственные тела: параллелепипед, пирамида, куб, цилиндр, конус, шар); уметь дать определение основным геометрическим фигурам; познакомить с геометрическими фигурами (точка, линия, луч, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, параллелограмм, ромб, трапеция; пространственные тела: параллелепипед, пирамида, куб, цилиндр, конус, шар); уметь дать определение основным геометрическим фигурам; научить строить простейшие геометрические фигуры (разные виды линий, отрезок, луч, разные виды углов, многоугольник, разные виды треугольников, четырёхугольник, квадрат, окружность, вписанные правильные многоугольники, параллелограмм, ромб, трапеция); научить строить простейшие геометрические фигуры (разные виды линий, отрезок, луч, разные виды углов, многоугольник, разные виды треугольников, четырёхугольник, квадрат, окружность, вписанные правильные многоугольники, параллелограмм, ромб, трапеция); научить работать с линейкой, угольником, транспортиром, циркулем; научить работать с линейкой, угольником, транспортиром, циркулем; учить моделировать фигуры, делить фигуры на части. Составлять новые фигуры из нескольких фигур; учить моделировать фигуры, делить фигуры на части. Составлять новые фигуры из нескольких фигур; познакомить детей с алгоритмами и правилами построения некоторых геометрических фигур. познакомить детей с алгоритмами и правилами построения некоторых геометрических фигур.
Развитию геометрических представлений способствуют приёмы, используемые при изучении элементов геометрии : Развитию геометрических представлений способствуют приёмы, используемые при изучении элементов геометрии : конструирование фигур из бумаги; конструирование фигур из бумаги; моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина; моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина; работа с моделями геометрических фигур; работа с моделями геометрических фигур; вычерчивание геометрических фигур на бумаге. вычерчивание геометрических фигур на бумаге.
это умение видеть (представлять) объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей; это умение видеть (представлять) объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей; это умение делать в уме объект как бы прозрачным, не теряя при этом контуров составных частей, т.е. умение видеть невидимые линии и части; это умение делать в уме объект как бы прозрачным, не теряя при этом контуров составных частей, т.е. умение видеть невидимые линии и части; мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, умение мысленно расчленять его и собирать (трансформировать). мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, умение мысленно расчленять его и собирать (трансформировать). Конструктивное мышление
Конструктивные умения – это: Умение узнавать и выделять основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах, рисунках, чертежах (видеть существенное). Умение узнавать и выделять основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах, рисунках, чертежах (видеть существенное). Умение собрать несложный объект (фигуру) из готовых частей (деталей) (синтезировать) или построить с помощью чертёжных инструментов. Умение собрать несложный объект (фигуру) из готовых частей (деталей) (синтезировать) или построить с помощью чертёжных инструментов. Умение расчленить, выделить составные части (анализировать); Умение расчленить, выделить составные части (анализировать); Умение трансформировать объект по заданным параметрам (видоизменять или преобразовывать). Умение трансформировать объект по заданным параметрам (видоизменять или преобразовывать). Умение изобразить объект (фигуру) на бумаге. Умение изобразить объект (фигуру) на бумаге. Умение из трансформированного объекта или его отдельных частей собрать новый объект (собственно, именно это умение словарь иностранных слов называет конструированием). Умение из трансформированного объекта или его отдельных частей собрать новый объект (собственно, именно это умение словарь иностранных слов называет конструированием).
Выводы: Если ребёнок овладел техникой такого безынструментного построения, ему гораздо легче будет освоить решение задач на построение с инструментами (циркулем, линейкой, транспортиром). Если ребёнок овладел техникой такого безынструментного построения, ему гораздо легче будет освоить решение задач на построение с инструментами (циркулем, линейкой, транспортиром). Конструирование – это переходный мостик к другой части геометрии, так называемой «геометрии меры», т.е. измерению линейных размеров, площадей, объёмов. Конструирование – это переходный мостик к другой части геометрии, так называемой «геометрии меры», т.е. измерению линейных размеров, площадей, объёмов. Формируются умения читать и понимать чертёж, устанавливать смысловые связи между его частями (что в дальнейшем обеспечит умение предвидеть этапы решения геометрической задачи); Формируются умения читать и понимать чертёж, устанавливать смысловые связи между его частями (что в дальнейшем обеспечит умение предвидеть этапы решения геометрической задачи); Формируются умения переосмысливать и мысленно преобразовывать чертёж по заданным параметрам Формируются умения переосмысливать и мысленно преобразовывать чертёж по заданным параметрам
«Если бы ребёнок раньше овладел понятиями и доступными ему способами действий в виде «интуитивной» геометрии, то он смог бы более глубоко усвоить смысл теорем и аксиом, которые ему объясняются позднее». Американский педагог-психолог Д.Брунер.