Постинтернатное сопровождение выпускников ГКОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Захаровский детский дом»
Анализ жизнеустройства выпускников на протяжении многих лет нашего учреждения и подобных, показывает, что большинство выпускников не могут самостоятельно разрешить возникающие проблемы. На фоне неблагоприятной социально-экономической ситуации в стране выпускник вновь оказывается в социальной среде «один на один» со своими проблемами
Покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются не готовыми к жизни и у них начинаются проблемы: ведут иждивенческий образ жизни; страдают от алкогольной зависимости; совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность. Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами
Цель: создание условий для успешного развития личности воспитанника детского дома и успешной интеграции его в социум.
Направления работы службы постинтернатного сопровождения: Разрешение трудных жизненных ситуаций, социально-бытовых проблем по месту жительства, учебы, работы, службы в армии и др.; Содействие в получении образования и профессиональном самоопределении; Помощь в трудоустройстве и бытовой адаптации; Организация коллективной деятельности и совместного досуга с целью создания поддерживающей микросреды ;
Создание условий для интеллектуального развития выпускников; Оказание помощи в приспособлении к новым условиям социальной среды; Помощь в реализации потребностей, интересов и стремлений; Социально- психологическое консультирование; Изучение физического здоровья: медицинская пригодность и общее состояние здоровья; Разработка и реализация индивидуального плана сопровождения выпускника детского дома. 11. Разработка адресных программ сопровождения проблемных детей.
Программа постинтернатной адаптации выпускников детского дома строится на основе пяти разделов: Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника) Социально-педагогическое консультирование Социально-профилактическая работа Социальное воспитание Защита прав и интересов выпускников
Служба СПС включает в себя 4 подразделения: психологическое, социальное, медицинское и педагогическое.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЛУЖБЫ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
Директор Осуществляет общее руководство реализации программы; Координация и контроль за выполнением программы.
Заместитель директора по УВР Корректировка составляющих элементов программы; Координация действий службы сопровождения; Организация взаимодействия участников процесса сопровождения; Анализ и обобщение результатов реализации программы.
Социальный педагог Обеспечение соблюдения прав детей – сирот и выпускников детского дома (жилищных и иных); Защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускник в правозащитных и административных органах; Создание условий для успешной социально-психологической адаптации в социуме; Социально - педагогическое консультирование выпускников детского дома; Оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве; Социально-правовое просвещение выпускников; Оптимизация взаимодействия выпускников с окружением; Осуществляет комплекс мероприятий по индивидуальному сопровождению выпускников детского дома. Организация юридических консультаций для выпускников и воспитанников детских сиротских учреждений по вопросам улучшения жилищных условий.
Педагог-психолог Осуществление психолого-педагогического просвещения воспитанников, обучение их приемами самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как основополагающими умениями для успешной социализации и самореализации выпускника; Содействие повышению уровня самооценки воспитанника, обретению уверенности в себе, осознанию ответственности за свои поступки, обучению навыкам конструктивного общения, творческого мышления, преодолению кризисных ситуаций, избеганию асоциальных соблазнов. Осуществление мониторинга процессов постинтернатной адаптации и интеграции выпускников детского дома в общество; Составление и реализация индивидуального плана сопровождения выпускника детского дома.
Куратор – наставник Оказание необходимой помощи и поддержки выпускнику в процессе адаптации его к новым условиям самостоятельного жизнеустройства в стремлении справиться со сложными жизненными ситуациями; Коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами; Коррекция и развитие социальной компетентности, житейских умений и навыков выпускников детского дома; Оказание помощи в профессиональном самоопределении; Формирование адаптивных механизмов, позволяющих выпускнику приспособиться к жизни после выхода из детского дома;
Медицинский работник Определение медицинских ограничений профессиональной пригодности выпускников детского дома; Организация здорового средового пространства; Подготовка к семейной жизни; Профилактика вредных привычек; Консультации по вопросам медицинского характера.
Ожидаемые результаты: Развитие личности выпускника детского дома в процессе обучения в образовательных учреждениях начального профессионального и средне – профессионального образования ; Развитие межличностного общения (коммуникативная компетентность); Подготовка к самостоятельной жизни (жизненное самоопределение); Профессиональная самореализация; Активизация гражданской позиции.