М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин как «портрет поколения»
Знаешь ли ты биографию М.Ю.Лермонтова? Где Лермонтов провел свои детские годы и впоследствии был похоронен? Где Лермонтов провел свои детские годы и впоследствии был похоронен? Какой талант наряду с поэтическим обнаружил Лермонтов с детства? Какой талант наряду с поэтическим обнаружил Лермонтов с детства? В каком университете он учился и окончил ли его? В каком университете он учился и окончил ли его? Участником какого кружка дворянской молодежи был Лермонтов в конце 30х годов? Участником какого кружка дворянской молодежи был Лермонтов в конце 30х годов? Кого Лермонтов называл «мой милый Саша»: «Я знал его, мы странствовали с ним в горах Кавказа»? Кого Лермонтов называл «мой милый Саша»: «Я знал его, мы странствовали с ним в горах Кавказа»? В каком городе находится дом, в котором жил поэт последние месяцы жизни?. В каком городе находится дом, в котором жил поэт последние месяцы жизни?. Кто из современников еще при жизни Лермонтова объявил: «Пушкин умер не без наследника»? Кто из современников еще при жизни Лермонтова объявил: «Пушкин умер не без наследника»?
Проверь себя! В родовом имении Тарханы. В родовом имении Тарханы. Живопись. Живопись. В Московском университете, но через год уехал в Петербург и поступил в школу гвардейских прапорщиков. В Московском университете, но через год уехал в Петербург и поступил в школу гвардейских прапорщиков. «Кружок шестнадцати». «Кружок шестнадцати». Александр Иванович Одоевский. Александр Иванович Одоевский. Пятигорск. Пятигорск. В.Г.Белинский. В.Г.Белинский.
«Герой нашего времени» Первый в русской литературе лирико- психологический роман. Первый в русской литературе лирико- психологический роман. Лирический –потому что у автора и героя «одна душа, одни и те же муки» Лирический –потому что у автора и героя «одна душа, одни и те же муки» Психологический – потому что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Психологический – потому что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь.
«Герой нашего времени» Проблемное афористичное название предложил опытный журналист А.А. Краевский взамен первоначального авторского «Один из героев нашего века». Проблемное афористичное название предложил опытный журналист А.А. Краевский взамен первоначального авторского «Один из героев нашего века». «Собрание повестей», объединенных образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом, в жанровом отношении освоившим также многочисленные элементы драматического действия, особенно в самой большой и значительной повести – «Княжна Мери». «Собрание повестей», объединенных образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом, в жанровом отношении освоившим также многочисленные элементы драматического действия, особенно в самой большой и значительной повести – «Княжна Мери».
«Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин – единственный главный герой. Его одиночество в романе принципиально значимо. Освещены лишь отдельные эпизоды биографии Печорина. «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин – единственный главный герой. Его одиночество в романе принципиально значимо. Освещены лишь отдельные эпизоды биографии Печорина.
Отношение читателей и критиков к роману Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя вполне отрицательного. Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя вполне отрицательного. Император Николай I решил, что «героем наших дней» будет непритязательный, честный (и недалекий) служака Максим Максимыч. Содержание второй части и отнесение заглавной формулы к Печорину вызвали у императора раздражение: «Такими романами портят нравы и ожесточают характер». «Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству!». Император Николай I решил, что «героем наших дней» будет непритязательный, честный (и недалекий) служака Максим Максимыч. Содержание второй части и отнесение заглавной формулы к Печорину вызвали у императора раздражение: «Такими романами портят нравы и ожесточают характер». «Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству!». Сам Лермонтов заявил, что Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего нашего общества, в полном их развитии». Но в предисловии к журналу Печорина он был назван именно героем времени. Другое дело, что каково время, таков и герой. Сам Лермонтов заявил, что Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего нашего общества, в полном их развитии». Но в предисловии к журналу Печорина он был назван именно героем времени. Другое дело, что каково время, таков и герой. Лермонтов не отделяет себя от своего поколения со всеми свойственными ему пороками. Лермонтов не отделяет себя от своего поколения со всеми свойственными ему пороками.
Отношение читателей и критиков к роману В.Г. Белинский сказал о Печорине: «Вы предаете его анафеме не за пороки, - в вас они больше и в вас они чернее и позорнее, - но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которой он говорит о них». В.Г. Белинский сказал о Печорине: «Вы предаете его анафеме не за пороки, - в вас они больше и в вас они чернее и позорнее, - но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которой он говорит о них». Смелая свобода во времена отсутствия свобод и смелости – это ли не признак истинного героя? Смелая свобода во времена отсутствия свобод и смелости – это ли не признак истинного героя?
Теория литературы Фабулой называют совокупность событий и происшествий в их взаимной внутренней связи, развивающихся в хронологической последовательности. Фабулой называют совокупность событий и происшествий в их взаимной внутренней связи, развивающихся в хронологической последовательности. Сюжет – та же совокупность событий, происшествий, а также мотивов и стимулов поведения в их композиционной последовательности. Сюжет – та же совокупность событий, происшествий, а также мотивов и стимулов поведения в их композиционной последовательности.
Композиция романа «Герой нашего времени» Сюжетный порядок Сюжетный порядок «Бэла». «Бэла». «Максим Максимыч». «Максим Максимыч». «Предисловие к «Журналу Печорина» «Предисловие к «Журналу Печорина» «Тамань». «Тамань». «Княжна Мери». «Княжна Мери». «Фаталист». «Фаталист». Хронологический (фабульный порядок) Хронологический (фабульный порядок) «Тамань». «Тамань». «Княжна Мери». «Княжна Мери». «Фаталист». «Фаталист». «Бэла». «Бэла». «Максим Максимыч». «Максим Максимыч». «Предисловие к «Журналу Печорина». «Предисловие к «Журналу Печорина».
В.Г.Белинский «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью, … его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор» «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью, … его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор»
Такое построение дает автору возможность: Максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина; Максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина; Проследить историю его внутренней жизни; Проследить историю его внутренней жизни; Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия; Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия; При таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию. При таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию.
Печорин «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал своего назначения…»
«БЭЛА» Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча? Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча? Каково социальное положение Печорина и его прошлое в понимании Максима Максимыча? Каково социальное положение Печорина и его прошлое в понимании Максима Максимыча? В чем видит Максим Максимыч странность характера Печорина? В чем видит Максим Максимыч странность характера Печорина? За что Максим Максимыч резко осуждает Печорина? За что Максим Максимыч резко осуждает Печорина?
«Максим Максимыч» Портрет Печорина. Кто описывает портрет Печорина? Почему? Кто описывает портрет Печорина? Почему? Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику героя Максиму Максимычу? Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику героя Максиму Максимычу? Какова роль портрета в раскрытии характера Печорина? Какова роль портрета в раскрытии характера Печорина? Какими изобразительными средствами пользуется Лермонтов в описании портрета Печорина? Какими изобразительными средствами пользуется Лермонтов в описании портрета Печорина? Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже? Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?
«Тамань» Кто выступает в качестве рассказчика в этой повести? Почему? Кто выступает в качестве рассказчика в этой повести? Почему? На какую особенность характера Печорина указывают его слова: «Что сталось с старухой и с бедным слепым – не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…»? На какую особенность характера Печорина указывают его слова: «Что сталось с старухой и с бедным слепым – не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…»?
«Княжна Мери» Можно ли согласиться с Печориным, что в нем «таились силы необъятные»? Можно ли согласиться с Печориным, что в нем «таились силы необъятные»? Чем дорожит Печорин больше всего на свете? Чем дорожит Печорин больше всего на свете? Докажите, что эгоизм и индивидуализм Печорина – это не врожденные качества, а сознательно выработанная система убеждений. Докажите, что эгоизм и индивидуализм Печорина – это не врожденные качества, а сознательно выработанная система убеждений.
«Фаталист» Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение? Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение? Как Печорин испытывал судьбу? Как Печорин испытывал судьбу? О чем говорит сопоставление «людей премудрых» и их «жалких потомков»? О чем говорит сопоставление «людей премудрых» и их «жалких потомков»?
Печорин в оценке персонажей романа Максим Максимыч о Печорине Рассказчик о Печорине Вернер о Печорине Грушницкий о Печорине Печорин сам о себе
Диспут на тему «Печорин герой своего времени» Почему М.Ю. Лермонтов выделил такую личность на фоне других героев? Почему М.Ю. Лермонтов выделил такую личность на фоне других героев? Почему, несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше всех остальных героев? Почему, несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше всех остальных героев?
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Новоивановская СОШ» С.А. Дудкина Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Новоивановская СОШ» С.А. Дудкина