Михайлова И.И. Центр по изучению систем поддержки психического здоровья НЦПЗ РАМН (Москва) Виды самостигматизации психически больных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Advertisements

СТИГМАТИЗАЦИЯ В ПСИХИАТРИИ В.С.Ястребов (НЦПЗ РАМН)
Проблемы семьи в оказании поддержки психического больного.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
Роль психических расстройств в генезе аддиктивного поведения у несовершеннолетних А.А. Прокопьев.
М.Г.Перцель. Рост заболеваемости обеспечен ростом её среди подростков.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Психологическая диагностика в клинике соматоформной вегетативной дисфункции Брябрина Татьяна Викторовна ст.преподаватель кафедры Клинической психологии.
Психологическое здоровье: путь к успеху (дисциплина по выбору для студентов 3 курса всех направлений подготовки бакалавров) Старший преподаватель кафедры.
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический.
Департамент общего образования Томской области ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж» (ОГБОУ «ТГПК») Влияние взаимоотношений детей и родителей.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс.
Норма и отклонения в развитии ребенка 1.Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка. 2.Дефект. 3.Причины нарушения развития. 4.Факторы риска. 5.Виды.
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание В.П. Критская, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Поляков М.; Изд-во МГУ, 1991.
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРЕДСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД И В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА. Шуканова А., Некрашевич О
Круглый стол « Школьная тревожность». Цели: Познакомить с методиками выявления уровня тревожности учащихся. Рассмотреть результаты исследования и обсудить.
ШКОЛА КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ Встреча вторая 20 ноября 2009 г. Встреча вторая 20 ноября 2009 г.
Транксрипт:

Михайлова И.И. Центр по изучению систем поддержки психического здоровья НЦПЗ РАМН (Москва) Виды самостигматизации психически больных.

Методы исследования Методы исследования КлиническийКлинический Опросник по самостигматизацииОпросник по самостигматизации Тест «Life Style Index» (LSI) по механизмам психологической защитыТест «Life Style Index» (LSI) по механизмам психологической защиты

Больные: 1 группа. Больные: 1 группа. Преморбидный тип личности -параноидный Возраст начала заболевания - юношеский и молодой Формы заболевания -шизотипическое расстройство, циклотимия, дистимия, тревожное и депрессивное расстройство Статус - простая депрессия с соматическим синдромом LSI - сензитивность, озабоченность своим соответствием идеальному образу «Я»

Больные: 2 группа Больные: 2 группа Преморбидный тип личности - шизоидный, шизоидный и параноидный, шизоидный и зависимый.Преморбидный тип личности - шизоидный, шизоидный и параноидный, шизоидный и зависимый. Возраст начала заболевания - детский, подростковый и юношеский.Возраст начала заболевания - детский, подростковый и юношеский. Формы заболевания - параноидная шизофрения, депрессивный синдром вследствие нарушения адаптации.Формы заболевания - параноидная шизофрения, депрессивный синдром вследствие нарушения адаптации. Статус - актуальность бредовых идей отношения, преследования или психотравмирующей ситуации; тревожно-депрессивный аффект; активная социальная устраненность.Статус - актуальность бредовых идей отношения, преследования или психотравмирующей ситуации; тревожно-депрессивный аффект; активная социальная устраненность. LSI - инфантилизм с личностной недифференцированностью, неуверенностью в себе и страхом неудачи в сочетании с высоким уровнем притязаний.LSI - инфантилизм с личностной недифференцированностью, неуверенностью в себе и страхом неудачи в сочетании с высоким уровнем притязаний.

Больные: 3 группа Преморбидный тип личности – демонстративный.Преморбидный тип личности – демонстративный. Возраст начала заболевания – средний.Возраст начала заболевания – средний. Формы заболевания - аффективные и невротические расстройства.Формы заболевания - аффективные и невротические расстройства. Статус - депрессия с соматоформными проявлениями.Статус - депрессия с соматоформными проявлениями. LSI - озабоченность «имиджем», неспособность к устойчивым межличностным отношениям.LSI - озабоченность «имиджем», неспособность к устойчивым межличностным отношениям.

Больные: 4 группа Больные: 4 группа Преморбидный тип личности – гармоничный.Преморбидный тип личности – гармоничный. Возраст начала заболевания - молодой, средний, инволюционный.Возраст начала заболевания - молодой, средний, инволюционный. Возраст на момент обследования – инволюционный.Возраст на момент обследования – инволюционный. Формы заболевания - приступообразная шизофрения, аффективные и невротические расстройства.Формы заболевания - приступообразная шизофрения, аффективные и невротические расстройства. Статус - депрессивный с преобладанием тревоги.Статус - депрессивный с преобладанием тревоги. LSI - личностная зрелость, внутренняя напряженность, связанная с отреагированием (?!) агрессии на значимых лиц.LSI - личностная зрелость, внутренняя напряженность, связанная с отреагированием (?!) агрессии на значимых лиц.

1. «Жертва стигмы» : Болезнь - повод для необоснованно негативного отношения окружающих. 2.Самоидентификация с категорией «психически больных»: Болезнь - оправдание собственной тотальной несостоятельности, трактовка своего положения как типичного для психически больных. 3.Готовность к идентификации : Готовность категории «психически больных»; ее характеристики «оправдывают» больного. 4.Дистанцирование от «психически больных»: Готовность категории «психически больных» с наиболее негативными характеристиками. 5. Оправдание болезнью: Болезнь - субъект ответственности за социальные проблемы. 6.Генерализация стигмы: Болезнь - знак принадлежности к категории «психически больных». Аспекты самостигматизации

Слияние образа «Я» с «внутренней картиной болезни».Слияние образа «Я» с «внутренней картиной болезни». Система отношений полностью определяется фактом болезни.Система отношений полностью определяется фактом болезни. Наличие болезни оправдывает несостоятельность.Наличие болезни оправдывает несостоятельность. Идентификация с группой «психически больных».Идентификация с группой «психически больных». Отношение «здоровых» трактуется как предвзятое.Отношение «здоровых» трактуется как предвзятое. Самостигматизация больных 1 группы Самостигматизация больных 1 группы Самостигматизация способствует принятию себя, приближая образ «Я» депрессивного больного к идеальному образу «психически больного».Самостигматизация способствует принятию себя, приближая образ «Я» депрессивного больного к идеальному образу «психически больного».

Самостигматизация больных 2 группы Самостигматизация больных 2 группы Образ «Я» определяется болезнью.Образ «Я» определяется болезнью. Болезнь оправдывает тотальную несостоятельность.Болезнь оправдывает тотальную несостоятельность. Деление на категории «здоровых» и «больных» отсутствует.Деление на категории «здоровых» и «больных» отсутствует. Отношение окружающих трактуется как предвзятое, больной чувствует себя противопоставленным обществу в целом.Отношение окружающих трактуется как предвзятое, больной чувствует себя противопоставленным обществу в целом. Самостигматизация способствует принятию себя, оправдывая социальную и личностную дезадаптацию

Самостигматизация больных 3 группы Самостигматизация больных 3 группы Образ «Я» связан с внутренней картиной болезни лишь в сфере социального функционирования.Образ «Я» связан с внутренней картиной болезни лишь в сфере социального функционирования. Болезнь оправдывает социальные проблемы.Болезнь оправдывает социальные проблемы. Трактовка своих проблем как типичных для «психически больных».Трактовка своих проблем как типичных для «психически больных». Характеристики категории «психически больных» не разработаны.Характеристики категории «психически больных» не разработаны. Самостигматизация повышает самооценку, оправдывая социальную несостоятельность и создавая иллюзию гарантии «принятия» «психически больными». Самостигматизация повышает самооценку, оправдывая социальную несостоятельность и создавая иллюзию гарантии «принятия» «психически больными».

Самостигматизация больных 4 группы Самостигматизация больных 4 группы Сохранность образа «Я».Сохранность образа «Я». С болезнью связываются неуверенность в себе и проблемы с профессиональной адаптацией.С болезнью связываются неуверенность в себе и проблемы с профессиональной адаптацией. Готовность категории «психически больных».Готовность категории «психически больных». Себя к «психически больным» не относят.Себя к «психически больным» не относят. Самостигматизация - фрустрирующий фактор, связанный с актуальностью психического неблагополучия для больного. Самостигматизация - фрустрирующий фактор, связанный с актуальностью психического неблагополучия для больного.

Выводы Выводы Самостигматизация является проявлением субъективного ощущения психического неблагополучия.Самостигматизация является проявлением субъективного ощущения психического неблагополучия. Самостигматизация выполняет функцию механизма адаптации, и может быть как деструктивной, так и конструктивной.Самостигматизация выполняет функцию механизма адаптации, и может быть как деструктивной, так и конструктивной. Наибольшее влияние на вид и функцию самостигматизации оказывают степень зрелости и структура личности, ее актуальные проблемы.Наибольшее влияние на вид и функцию самостигматизации оказывают степень зрелости и структура личности, ее актуальные проблемы.