Исследовательские работы школьников: научные и методические аспекты выполнения МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (ПГСГА) Естественно-географический факультет Кафедра ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования Составитель: к.б.н., доцент В.Н.Ильина Самара -2012
Группы письменных работ учащихся 1.Творческие работы - описания на заданную тему, критические заметки и т.п. 2.Реферативные работы (литературные обзоры). 3.Отчеты об экспедициях и поездках. 4.Исследовательские работы.
Различия учебно-исследовательских (УИР) и научно-исследовательских (НИР) работ ПараметрыУИРНИР Контроль работы Выполняются учащимися под постоянным контролем со стороны преподавателей Руководители выступают при этом как консультанты и при необходимости, помогают на разных этапах ее выполнения Методика работы Использование упрощенных методик сбора и обработки данных, или по некоторому набору последовательных заданий, разработанных с учетом возраста и опыта начинающего исследователя Большая самостоятельность учащихся как при выборе методик, так и при обработке собранного материала РезультатыРезультаты часто известны руководителям заранее Результаты в этом случае заранее неизвестны даже руководителям Опыт работы Это упражнения на заданную тему, учащийся оттачивает умения и знания Выполняются школьниками, уже имеющими некоторый опыт исследовательской деятельности
Распределение времени при выполнении работы 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы и выбор или отработка методики проведения исследования; 1/3 затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов; 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.
Подготовительный период в исследовательской работе Рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения в литературе или обсуждая тему со специалистами. Важнейшее основание для выбора темы исследования наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, вопрос, на который мы хотим получить ответ, должен быть ясно выделен. Кроме этого цель должна быть доступна для исследователя. «Гигантизм» в выборе темы и цели исследования наиболее распространенная ошибка исследователей.
Типы задач исследования 1. Количественные задачи (отвечающие на вопрос «Сколько?»). Пример: выяснить, длительность цветения растения. 2. Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»). Пример: выявить связь между интенсивностью транспирации и освещенностью. 3. Качественные задачи («Есть ли?»). Пример: установить, зависит ли количество видов водных ракообразных от температуры воды в водоеме. 4. Функциональные задачи («Для чего?» или «Зачем?»). Пример: изучить, для чего паук-серебрянка строит купол под водой. 5. Задачи на выявление механизмов («Как?»). Пример: выяснить, как зависит видовое разнообразие растений от сезона. 6. Задачи на выявление причин («Почему?»). Пример: установить, почему в течение суток изменяется распределение фитопланктона по акватории водоема.
Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто является основой успеха.
Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из литературных и любых других источников. Но первоисточником, а нередко и единственным источником их получения в биологии служат непосредственные наблюдения в природе или эксперименты, проводимые в лабораторных условиях.
Сбор научных фактов требует соблюдения следующих, многократно проверенных практикой, правил: 1. Наблюдения должны записываться в специальных журналах наблюдений или в полевом дневнике безотлагательно. 2. Всякое исследование должно по возможности документироваться не только записями, но и вещественными образцами. Таковыми являются гербарии, коллекции добытых животных или следов их жизнедеятельности и др. В последнее время, с развитием фото- и видеотехники, доказательством может являться и фото- или видеоизображение. 3. Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при их повторении должны быть получены сходные результаты. Необходимо учитывать, что любой опыт или описание нуждаются в контроле и в повторностях. 4. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.
Сбор материала и принципы работы с ним 1. Нельзя сравнивать результаты наблюдений, проведенных в разных местах и в разные сезоны. 2. Опыты, как правило, ставятся не менее чем в двух вариантах. При этом тот вариант, в котором условия остаются естественными, или обычными, называется контрольным. 3. Любые научные материалы должны быть достоверными, то есть должны отражать истинную картину имеющихся в природе закономерностей, численных соотношений и процессов. 4. Искажает истину неосознанная предвзятость подбора проб. 5. При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.п.) и изложении результатов работы необходимо как можно более полно сравнить результаты опытов, учетов или наблюдений. 6. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Переписывание данных из дневника наблюдений без какой-либо обработки и осмысления недопустимая вещь.
После того как собранные материалы обработаны и проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть, ответил ли исследователь на поставленные в них вопросы. Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат тоже результат. И он тоже должен присутствовать в выводах, как бы автору ни хотелось его скрыть.
Оформление результатов Формы изложения результатов исследовательских работ: научный отчет, статья, заметка, книга, доклад, тезисы доклада и т.п. Отчет это одна из простейших форм, являющаяся обобщением первичных данных для последующих исследований, а также обзорных статей, очерков и т.д. В то же время отчет представляет собой законченный материал, подводящий итог определенному периоду наблюдений. Не следует злоупотреблять научными терминами, тем более нельзя пользоваться словами, смысл которых не вполне ясен. Наукообразное нагромождение ученых слов верное свидетельство того, что автор новичок. Умение грамотно и понятно писать приходит с опытом.
Рекомендуемый порядок изложения и представления материала 1.Название темы работы. 2.Введение (актуальность, цель, задачи, краткая характеристика объекта, района исследований и методов работы. 3.Обзор литературы. 4.Методика работы. 5.Результаты и их обсуждение. 6.Выводы (или заключение). 7.Благодарности. 8.Использованная литература. 9.Приложения.
Общие замечания к оформлению работы 1.Несоответствие конкретным правилам оформления (размер и тип шрифта, число страниц и т.п.). 2.Неверно оформленный список литературы и малое количество источников. 3.Отсутствие ссылок на источники в тексте. 4.Неверное оформление ссылок и несоответствие списку литературы. 5.Неправильное оформление рисунков и таблиц в тексте, а также в приложениях.
Спасибо за внимание!