Деятельность методического объединения: нормативно-правовой аспект. Требования к организации методической работы Ильина Н.Ф., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая научно-методическим отделом ККИПКиППРО,
Методическая деятельность МД – целостная, основанная на конкретном анализе учебно- воспитательного процесса и затруднений учителя система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на повышение квалификации и мастерства учителя, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете на совершенствование учебно- воспитательного процесса и достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретного школьника (А.М. Моисеев).
Предназначение МД Обеспечение процесса профессионального становления учителя, т.е. совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально- личностных качеств, развивающихся в педагогической деятельности и позволяющих эту деятельность осуществлять. Создание условий для профессионального развития педагога посредством организации его образования. МД направлена на совершенствование педагогической деятельности, проф. мастерства и компетентности учителя.
Методическая работа В современной педагогической литературе методическая работа определяется как часть системы непрерывного образования педагогов, а ее цель постоянное повышение профессионального мастерства педагогов, освоение ими наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся с учетом достижений современной педагогической науки и эффективной педагогической практики.
Формы организации методической деятельности Методические объединения Творческие группы Проблемные группы Педагогические мастерские Педагогические студии Мастер-классы Ассоциации учителей …..
Нормативно-правовые основы Закон РФ «Об образовании» (Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения - к компетенции образовательного учреждения относятся п. 5. «совершенствование методического обеспечения образовательного процесса»; Статья 55. Права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы) Устав ОУ Положение о методическом объединении
Нормативно-правовое положение методического объединения Методическое объединение учителей – предметников является структурным подразделением методической службы школы. Работа методического объединения учителей предметников строится в соответствии с программой развития школы, решениями педагогического совета, планом работы, утвержденным методическим советом.
Методическое объединение Состав участников: педагоги одного учебного предмета (направления). Содержанием деятельности являются: - вопросы нормативного правового обеспечения, организации образовательного процесса, - использования частных методик, работа по учебному предмету (разработка с обсуждением приемов, методов, методик, технологий обучения).
Цели методического объединения учителей– предметников Совершенствование методического и профессионального мастерства учителей. Организация взаимопомощи для обеспечения соответствия современным требованиям к обучению, воспитанию и развитию школьников. Объединение творческих инициатив. Разработка современных требований к уроку, классному часу, внеурочному мероприятию и т.п.
Задачи методического объединения учителей–предметников Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования, выбор школьного компонента, отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости, анализ авторских программ и методик, утверждение аттестационных материалов для итогового контроля в переводных классах, ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля, работа с обучающимися по соблюдению норм и правил техники безопасности в процессе обучения; разработка соответствующих инструкций охраны здоровья, взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов,
Задачи методического объединения учителей– предметников организация открытых уроков с целью ознакомления с методическими разработками, изучение передового педагогического опыта; экспериментальная работа по предмету, выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе действующих образовательных стандартов по предмету, разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, анализ методов преподавания предмета, отчеты о профессиональном самообразовании учителей, работы на курсах повышения квалификации, творческих командировках, организация и проведение предметных недель (декад и т.п.), предметных олимпиад, конкурсов, смотров, научных конференций, укрепление материальной базы и приведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предмету в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.
Формы работы Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Интерактивные формы предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.
Наиболее эффективные формы методической работы на современном этапе семинар-практикум, научно-практическая конференция, методический фестиваль, мастер-класс, тренинг, педагогические чтения, защита проекта, открытый урок, организационно-деятельностные, деловые, ролевые игры.
Технологический подход к организации методической работы с педагогами предполагает: диагностично заданные цели методической работы, ориентированные на достижение каждым педагогом определенного результата к концу заданного периода; алгоритмично простроенную деятельность обучающихся (педагогов), направленную на достижение заданного результата и предполагающую включенность каждого учителя в процесс приобретения новых умений; блочно-модульную организацию содержания методической работы с выделенными блоками конкретных умений, которые должны быть сформированы у педагогов к концу каждого промежутка времени;
Технологический подход к организации методической работы с педагогами предполагает встроенный в процесс обучения педагогов контроль их успешности и коррекцию методических действий по повышению эффективности методической работы; дифференциацию методической помощи педагогам на основе совершенствования и развития целой методической сети, включающей самые разнообразные методические формирования школы учителей (школа молодого педагога, школа совершенствования педагогического мастерства, школа передового педагогического опыта), творческие, проблемные группы педагогов и др. включение всех педагогов в активный образовательный процесс на основе использования современных форм организации методической работы, активных и интерактивных методик работы с обучающимися.
исследование уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем; исследование социального заказа к уровню подготовки выпускника образовательного учреждения; маркетинг образовательных услуг с учётом потребностей государства, региона, муниципалитета, родителей и учащихся; изучение и распространение достижений педагогической науки и практики, педагогического опыта, научных исследований и инноваций в практику образовательных учреждений; модернизация содержания образования, научно-методическое обеспечение изменения образовательного процесса в связи с новыми направлениями в сфере образования; развитие профессионализма педагогов: создание благоприятных педагогических условий для совершенствования педагогического мастерства, оказание профессиональной методической помощи педагогу в его практической деятельности; организация системы методических мероприятий (от планирования и проведения различных семинаров, конференций, конкурсов и др. до обобщения педагогического опыта); использование разнообразных форм методических объединений педагогов (кафедр, лабораторий, проблемных, творческих экспертных групп и др.). [1][1] В.А. Беляева, А.А. Петренко «Деятельность педагога-методиста в деятельности муниципального образования» Наиболее значимые направления деятельности, сложившиеся в практике методической деятельности
Проблемы в организации методической деятельности 1.В организации методической деятельности не исходим из проблем практики педагога, т.е. методическая деятельность не строится на принципе индивидуальности. 2.Не обнаруживается непосредственная связь методической работы с проблемами УВП. 3.Не соблюдается принцип непрерывности образования педагога.
Принципы организации методической деятельности Непрерывность образования Индивидуализация образовательных целей и программ Коллективная природа образовательного процесса
Что должно меняться? 1.Нормы социальной жизни. 2.НПБ.
Самоопределение 1.Самоопределение связано с мыслительной работой. 2.Алгоритм действования: Мыслительно восстановить ситуацию; Мыслительно восстановить ситуацию; Увидеть себя в ситуации; Увидеть себя в ситуации; Выделить свои качества и сопоставить их с действиями, ожиданиями других. Выделить свои качества и сопоставить их с действиями, ожиданиями других.
Средства мотивации Проблематизация предыдущего опыта. Проблематизация предыдущего опыта. Перенос акцентов с внешних причин на собственные проблемы. Перенос акцентов с внешних причин на собственные проблемы. Осознание проблем. Осознание проблем. Формирование потребности в обучении. Формирование потребности в обучении.
Образовательное пространство Место возможной реализации ИОП Практика Рефлексивное пространство Образовательное пространство
Что контролируется в МД 1.Состояние и результаты образовательного уровня учителей. 2.Состояние управления процессом МД. 3.Исполнение принятых решений по поводу совершенствования системы МД.
Вопрос о новой школе это прежде всего вопрос о новом учителе… Но нового учителя просто создать нельзя, он может только создаться и при том только условии, что он продолжает «творить себя»М.М. Рубинштейн
Желаю Вам успешной работы!