Подготовка учащихся к олимпиадам по истории и обществоведению Учить не мыслям, а мыслить. (И.Кант) подготовила: Веко Т.Р., учитель истории государственного учреждения образования «Средняя школа 21 г. Могилева»
Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей, олимпиада – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.
Задачи, которые я ставлю перед собой при работе с одарнными детьми: учесть степень и меру самораскрытия одарнных учащихся; удовлетворить их потребности в информатизации.
Целями моей работы является: развитие познавательной активности учащихся; формирование интереса к изучению предмета; выявление уровня подготовки учащихся по предмету; развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления; формирование творческой активности учащихся; развитие способности к нахождению аналогий; обучение совместной деятельности в группе; развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся.
Основные направления деятельности с одарнными детьми: урок; внеклассная работа (олимпиады, факультативные занятия, консультации); самообразование.
Этапы подготовки к олимпиаде I этап – Подготовительный. II этап – Реализация программы. III этап - Рефлексия.
Подготовительный этап включает в себя: Диагностику одаренных детей Cоздание УМК
Диагностика включает: - наблюдение за детьми в урочной деятельности (отношение к предмету, уровень развития речи, активность мышления); - анализ выполнения детьми проблемных исторических задач, предполагающих творческий подход; - отслеживание результатов участия детей в неделях истории, школьных предметных олимпиадах, конференциях.
УМК – образовательная программа, средства обучения (карты, статистические материалы, сборники тестов и задач, учебные пособия для углубленного изучения предмета)
II этап – Реализация программы. Программа включает в себя: -Формирование мотивации; -Организация деятельности: Теоретический блок Практический блок
Целью теоретического блока организации деятельности является: Углубление и расширение знаний по основным разделам школьных курсов истории, основываясь на принципах горизонтального и вертикального обогащения, их систематизация. Формы работы: лекции; проблемные дискуссии; научная работа в библиотеке с литературой; работа в сети Интернет.
Целью практического блока организации деятельности является: Формирование актуальных практических навыков. Формы работы: практические занятия с картографическими и статистическими материалами; решение исторических заданий олимпиад разного уровня.
Задачи заочных викторин: создание информационных условий; обогащение интеллектуальной сферы ребенка; развитие самостоятельности; углубление и расширение знаний по истории; развитие умения действовать в новых, незнакомых условиях.
3 этап - Рефлексия. Знать, искать и ошибаться, Чтобы снова подниматься, Своей цели добиваться, Не лениться, не сдаваться! Как в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой.
Результаты целенаправленной подготовки к олимпиадам: олимпиада, воздействуя на мотивационную сферу детей, способствует осознанию многоаспектной ценности полученных знаний; происходит изменение в личностном развитии детей, которое сопровождается их общей успешностью в различных видах учебной деятельности; занятия историей обогащают внутренний мир детей.